Юлия Кашеварова
Нравственное воспитание: понятие, цели, задачи
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание – это воздействие общества на развивающегося человека.
В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т. е. незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность, способность и стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью [37].
Публикация «Нравственное воспитание: понятие, цели, задачи» размещена в разделах
В современном обществе существует достаточно много разнообразных видов воспитания. Это и физическое, и трудовое, и эстетическое воспитание и т. д. Одним из наиболее важных видов воспитания ребенка является нравственное воспитание. Нравственное воспитание способствует становлению личности ребенка, определяет его дальнейший жизненный путь.
Говоря о нравственном воспитании, необходимо сказать о том, что такое нравственность. Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми человек руководствуется в ходе всей своей жизни; это этические нормы, правила поведения, которые определяются этими качествами [26]. Нравственное воспитание – это создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности, как стержневых и самообразующих. Цель нравственного воспитания - помочь человеку с малых лет принимать нравственные решения, действовать в любых ситуациях согласно нравственным законам, понимать смысл и ценность нравственных правил, способствовать нравственной зрелости человека, проявлению чувства свободы, способности понимать других и сопереживать им, выражать свое отношение к нравственным проблемам, вырабатывать нравственные мотивы поведения. Результатом нравственного воспитания должна быть нравственная устойчивая личность [3].
Еще в Древней Греции нравственному воспитанию выделялась значимая роль в развитии человека. Идеальным человеком древние греки считали того, кто был прекрасен в нравственном и физическом отношении. Единства в выборе форм и методов воспитания между древнегреческими философами не наблюдалось, но, что касается определения понятия и цели формирования у своих учеников высоких и неизменных, по их мнению, нравственных представлений, в этом они были едины [39].
Например, Сократ целью воспитания ставил не изучение природы вещей, а познание самого себя и совершенствование нравственности
[22].
Философ Платон считал, что путем воспитания, в том числе и нравственного, осуществляется приближение к высшей идее блага. Именно Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном образовании, о последовательной государственной системе воспитания, а также выдвинул требования о воспитании через положительный пример.
Аристотель, ученик Платона, в области нравственного воспитания придавал огромное значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков, а именно приучение и частое повторение желательных действий, и разум – таковы, по его мнению, три источника нравственного воспитания [39].
Педагоги XVIII века – Я. А. Каменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др., продолжая традиции педагогов Древней Греции, углубляют с учетом нового времени учение о воспитании нравов. Я. А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал народное изречение о том, что, кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает [39].
И. Гербарт считал, что нравственное воспитание должно
стоять на первом месте. По его мнению, главной задачей воспитания является нравственность [11].
Проблема нравственного воспитания являлась предметом исследования и в трудах русских просветителей, таких как К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др. Они уделяли нравственному воспитанию особое внимание, относя его к важнейшим и самым необходимым условиям гармоничного развития личности. Довольно высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой. Он считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшей является наука о том, как жить, делая как можно больше добра и как можно меньше зла [39].
Таким образом, мы видим, что любая эпоха исторического развития, в соответствии с характерными для нее задачами социального и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. На всех этапах развития российского общества ученые исследовали проблему нравственности, культуры и духовности. Однако наиболее ярко и полно охарактеризовал роль нравственного воспитания в развития личности К. Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал о том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития и, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями [34].
Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.
Нравственная культура личности - освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, а также в способности к нравственному выбору [30].
Методологической основой нравственного воспитания является
этика - отрасль философии, изучающая мораль. Мораль - форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, регулирующие взаимодействия между людьми. Моральная норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственность – освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности.
Нравственное сознание - синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д.
Нравственные чувства - форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т. п. становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность – общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности [30].
Содержание нравственного воспитания включает в себя воспитание гуманности как качества личности; воспитание коллективизма; формирование начал гражданственности и патриотизма; формирование добросовестного отношения к труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности представляет собой формирование таких нравственных качеств, которые подразумевают сопереживание, сочувствие, отзывчивость и эмпатию – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
Воспитание начал коллективизма, как нравственного качества дошкольника, основано на формировании положительных коллективных взаимоотношений. Воспитание начал патриотизма и гражданственности – это воспитание в ребенке чувства любви к Родине, привязанности к дому, любви и привязанности к своей стране [4, 10].
Характер нравственного воспитания определяет воспитательная система, в русле которой оно осуществляется.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность,
единство [24].
Воспитательная система – это комплекс воспитательных целей; людей их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности [27].
Система воспитания оказывает влияние на цель, содержание и технологию воспитания [15].
Авторитарная система ставит четкую цель воспитания, которая достигается с помощью определенного содержания и жесткой технологии. По этой системе воспитания воспитатель всегда прав, он стоит над воспитуемым и требует беспрекословного подчинения себе. Дети усваивают нормы поведения и взаимоотношений в коллективе, овладевают способами их выполнения. Однако, они не имеют возможности для проявления творчества, самобытности и самостоятельности. Авторитарная система воспитания нацелена на подавление творческих способностей, обеспечение полного подчинения людей авторитетам. Авторитарная система воспитания представляет собой продукт авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничение её прав и свобод.
Воспитательная система, основанная на свободном воспитании, предполагает свободу личности, опосредованность педагогических воздействий, равные отношения взрослых и детей.
Демократическая система воспитания - это попытка объединить все то лучшее, что создано сторонниками авторитарной педагогики и свободного воспитания. Все решения принимаются, советуясь с ребенком, ему предоставляется возможность высказать свое мнение, отношение к проблеме и самостоятельно сделать выбор. Каждая воспитательная система имеет свои методы воспитания [15].
Таким образом, нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной воспитанности личности.
Нравственной воспитанностью личности является освоенный личностью моральный опыт общества, который выражается в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, а также в способности к нравственному выбору.
Содержанием нравственного воспитания является формирование у младших школьников таких нравственных качеств как, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на чужие горе и радость, умение им сопереживать, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание начал ответственности, коллективизма и патриотизма. Очень важно создать подходящие условия для практического опыта и формирования правильных моральных оценок, потому как, в результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослых, а потому, что он сам считает необходимым соблюдать нормы поведения. Результатом нравственного воспитания должна быть сформированная нравственная устойчивая личность.