Чепчугова Екатерина
Нравственное воспитание дошкольников в условиях трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю что, актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников в условиях трудовой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных изучению развития трудолюбия дошкольников (И. В. Житко, Г. Н. Каменева, Р. Н. Кузьмина, А. А. Люблинская, Т. А. Маркова,О. П. Мачехина, Я. З. Неверович, и др., а также изысканий по ознакомлению детей с миром взрослых (Е. Б. Весна, А. М. Виноградова, В. И. Глотова, О. В. Дыбина, Т. И. Тарабарина, Д. И. Фельдштейн, А. Д. Шатова, А. Ш. Шахманова и др., вопрос о взаимосвязи влияния мира взрослых на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается недостаточно изученным.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию совместной работы с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, реализации роли взрослого как образца-ориентира в воспитании данного качества личности. В ДОУ предметно-развивающая среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства.
Итак, на сегодня явно обозначились следующие объективно существующие противоречия между:
1) социальным заказом общества на выполнение функций, связанных с воспитанием социально активной личности, любящей труд и способной к преобразованию окружающего мира, и существующими традиционными подходами в дошкольных образовательных учреждениях, не всегда обеспечивающими должный уровень трудолюбия детей;
2) необходимостью воспитания трудолюбия у старших дошкольников на примере ознакомления с миром взрослых и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения этого процесса;
3) стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на примере ознакомления с миром взрослых и отсутствием разработанных методических рекомендаций в практике педагогов.
Сформулированные противоречия обусловили актуальность проблемы, связанной с поиском модели, направленной на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых».
Цель исследования: разработать и экспериментальным путем проверить на практике условия организации трудовой деятельности дошкольников, направленные на нравственное воспитание детей.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация трудовой деятельности дошкольников, включающая различные виды и формы детского труда.
Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста будет успешным если:
1) будет разработан комплексно-тематический план организации трудовой деятельности дошкольников, включающий, различные виды и формы детского труда.
2) в рамках модели реализован комплекс следующих организационно-педагогических условий :
- целенаправленный показ взрослыми проявления трудолюбия как образца-ориентира для подражания ребенком;
- расширение «трудового поля» в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество педагогов и семьи;
- сочетание различных видов активности дошкольника в совместной трудовой деятельности со взрослыми.
В соответствии с целью, гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1). Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме курсовой работы.
2.) Выявить критерии оценки нравственных качеств и подобрать в соответствии с ними диагностический инструментарий определения уровня сформированности нравственных качеств детей.
3.) Изучить особенности нравственного трудового воспитания в старшем дошкольном возрасте и особенности организации трудовой деятельности детей.
4.)Разработать и апробировать комплекс мероприятий по организации трудовой деятельности дошкольников, включающий различные формы и виды детского труда, направленных на формирование нравственных качеств детей.
5.)Разработать методические рекомендации для родителей по оптимизации процесса нравственного воспитания дошкольников в процессе трудовой деятельности в условиях семейного воспитания.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседы.
База исследования: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение, Детский сад №30 города Екатеринбурга.
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.
В первой главе мной были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, уточнено понимание ключевых понятий квалификационной работы, выделены психолого-педагогические особенности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, а также выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование этих качеств. Но вышеизложенные теоретические положения не являются исчерпывающими для реализации целей нашего исследования, так как необходимо их практическое подтверждение в условиях экспериментальной работы. Поэтому в данном параграфе я рассмотрю, как выдвинутый нами комплекс условий обеспечивает возможности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста при реализации ряда выдвинутых нами условий.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития ребенка, важнейшим средством формирования нравственной культуры, культуры межличностных отношений. Ставится задача первостепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудится, навыков элементарной деятельности, трудолюбия.
Целью работы является теоретическое обоснование и практическая реализация методики формирования навыков трудовой деятельности у детей старшего, подготовительного возраста. Диагностика выявляет динамику процесса нравственно-трудового воспитания дошкольников. В ходе диагностирования определены педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста следующих видов трудовой деятельности : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, совместный труд детей и взрослых, коллективный хозяйственно-бытовой труд, коллективный ручной труд, ознакомление детей с трудом взрослых.
Задачи данной работы:. Рассмотреть теоретические основы формирования нравственно-трудового воспитания у детей дошкольного возраста.. Оценить исходный уровень сформированности нравственно-трудового воспитания у детей старшего и подготовительного возраста..
Разработать рекомендации по формированию нравственно-трудового воспитания у детей старшего и подготовительного возраста.
. Оценить эффективность нравственно-трудового воспитания дошкольников.
На данном этапе необходимо:
1. Диагностика начального уровня сформированности навыков по нравственно-трудовому воспитанию у дошкольников.
2. Разработка рекомендаций по формированию нравственно-трудового воспитания у детей старшего и подготовительного возраста. .
3. Проведение данных рекомендаций в ДОУ. .
4. Диагностика для контроля эффективности данных рекомендаций изучения динамики уровня сформированности нравственно-трудового воспитания у дошкольников.
5. Анализ результатов.
Этапы исследования
1. Проведение диагностического обследования по определению уровня сформированности навыков по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в природе, совместному труду детей и взрослых, коллективному хозяйственно-бытовому труду, коллективному ручному труду, ознакомлению детей с трудом взрослых у дошкольников. .
2. Проведение исследования с использованием разработанных рекомендаций..
3. Диагностическое исследование для изучения динамики в уровне сформированности навыков трудовой деятельности у детей старшего и подготовительного возраста. .
4. Оценка эффективности развития навыков.
5. Результаты диагностики исследования.
Чтобы узнать дальнейшее направление работы и определить уже имеющиеся у детей умения и навыки по нравственно-трудовому воспитанию я провела диагностику.
В диагностике было выделено четыре больших блока вопросов:
1. Навыки личной гигиены; .
2. Навыки культурного поведения со взрослыми; .
3. Уровень самостоятельности в труде;.
4. Навыки общения со сверстниками в труде.
В первый блок вошли вопросы по уже сформированным у детей навыкам по личной гигиене и другим видам деятельности труда.
Блок был разделен на 3 раздела:
1. Умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок;
2. Соблюдать правила поведения за столом;
3. Как выработаны у детей культурно-гигиенические навыки (без напоминания мыть руки перед едой, чистить зубы, пользоваться носовым платком по мере необходимости, самостоятельно приводить в порядок волосы и т. д.).
Диагностика по этому разделу проводилась методом наблюдений, в повседневной жизни детей в ДОУ.
Второй блок показывает развитие уровня самостоятельности в труде, где непосредственно в процессе жизнедеятельности было выявлено :
1. Умеет ли распределять обязанности в процессе трудовой деятельности; также был определён общий уровень трудовых умений и навыков.
Третий блок включил в себя навыки общения со сверстниками, где непосредственно в беседах с детьми было выявлено: знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом; умеют ли договариваться при распределении трудовых действий, проявляют ли стремление к совместной деятельности; умеют ли уважительно относится к труду других; какова форма взаимоотношений детей друг с другом в процессе труда.
На основе полученных данных дошкольникам были присвоены баллы для оценки уровня сформированности элементов по нравственно-трудовому воспитанию по пятибалльной системе.
В навыках самообслуживания выделим сформированность 6 основных элементов: .
1. Навыки личной гигиены. .
2. Умение пользоваться столовыми приборами. .
3. Умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности.. 4. Навыки культурного поведения с взрослыми. .
5. Уровень самостоятельности в труде. .
6. Навыки общения со сверстниками в труде.
После тестирования были составлены таблицы полученных данных по каждому блоку. Эти таблицы представлены в приложении. Экспериментальное исследование проводилось по экспериментальному плану для двух групп с предварительным и итоговым тестированием.
Рассмотрим структуру этого плана:
1. Экспериментальная группа
2. Контрольная группа
Из двух групп мы выбираем тех ребят, у которых уровень сформированности навыков по нравственно-трудовому воспитанию явно недостаточен и, следовательно, нуждается в оптимизации.
Мы принимаем, что нижний уровень сформированности составляет 3 балла - удовлетворительно. Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.
Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей мне необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Детям предоставлена большая самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролирую их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы. Формирую у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников. Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечивает наибольшую отчетливость представлений.
В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов я уточняю, закрепляю полученные знания, пользуясь наглядными методами, сочетая их со словесными (рассказ, беседа). Так же использую художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе создаю оптимальные условия.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, продумываю его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, договариваемся о том, кто какую работу будет выполнять, а также учу детей некоторым правилам распределения обязанностей. Перед заданиями важно: рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа; перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т. д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям. выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей.
Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь. обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий. трудовой нравственный навык дошкольник
Цель экспериментальной работы – определение влияния психолого- педагогических условий организации образовательного процесса в ДОО на формирование нравственных качеств посредством труда, детей старшего дошкольного возраста. Гипотетически, мы предположили, что формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если создать следующие психолого-педагогические условия :
1. Организовать чтение с детьми различных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ, пословицы);На предмет трудолюбия, помощи взрослым и товарищам, самостоятельности.
2. Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств.
Базой исследования стала старшая группа МАДОУ детский сад № 30 г. Екатеринбурга.
Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап – констатирующий.
Цель этого этапа эксперимента: изучение уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы провели методики на отслеживание и фиксирование начального уровня развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по проблеме, беседы с детьми, анкетирование педагогов, экспериментальная работа, игровые задания для детей на выявление уровня развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап – формирующий, целью которого является системная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста за счет реализации выделенных педагогических условий. Методы исследования на данном этапе: экспериментальная работа, прямое и косвенное наблюдение.
На третьем этапе – контрольном, предполагается фиксация результатов проведенной работы в виде повышения уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, активное участие и заинтересованность педагогов и родителей в данной сфере воспитания ребенка. Основные методы исследования на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение, экспериментальная работа, анкетирование педагогов, игровые задания для детей на выявление уровня развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Важным шагом в осуществлении второй цели констатирующего этапа исследования явилось решение вопроса о критериях, позволяющих выявить первоначальный уровень формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Критерий является главным признаком измеряемого предмета или явления, а проявление основного признака выражает показатель.
Критерий (греч. kriterion – мерило для оценки чего-либо) – средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности [49, c. 127]. В качестве методики исследования формирмирования нравственных качеств посредством труда,детей старшего дошкольного возраста я использую методику Порембской Л. А. "Бытовой труд как средство самостоятельности детей дошкольного возраст" цель которой заключается в том, чтобы изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм трудолюбие — лень, а главное изучить их самостоятельность определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
В исследовании Л. А. Порембской предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством её воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок ставится в условия выполнения несложных обязанностей.
Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности.
Самостоятельность рассматривается Л. А. Порембской как способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью, но самостоятельность выражается не только в умении усвоить и критически осмыслить знания, но и применить их в жизни. Автор считает, что «рост самостоятельности идет по линии количественных изменений в деятельности детей от первой пробы сил в выполнении простейших заданий — к появлению целеустремленности, инициативы, творчества, ответственного отношения к делу и к объективной самооценке».
Опираясь на данную методику, я выделила критерии, которые представили в таблице 1.
Табица 1 Критерии формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
Критерии Показатели
Нравственные качества Самостоятельность
Самообслуживание
Трудолюбие-лень
Культурно-гигиенические навыки
Интерес к труду и помощи взрослым
Совокупность выбранных критериев позволила обеспечить проверку влияния психолого-педагогических условий на эффективность первоначального этапа формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, процесс реализации которых мы рассмотрим.
Планируя результаты первоначального этапа формирования нравственных качеств детей, мы исходим из уровневого подхода. Это, прежде всего, обосновывается тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как результаты овладения программой являются целевые ориентиры, которые в свою очередь соответствуют достаточному для данного возрасту уровню.
Тем временем, каждый ребенок индивидуален, часть из них может отставать от нормы и соответствовать низкому уровню, а другая часть опережать достаточный уровень и находиться на высоком. Все уровни взаимосвязаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав. В таблице 2 содержится характеристика уровней формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 2 Критериально-уровневая шкала формирования нраственных качеств, детей среднего дошкольного возраста.
Критерии Уровни
Низкий Средний Высокий
Нравственные
качества Ребенок не может самостоятельно себя обслужить, культурно-гигиенические навыки развиты плохо, не проявляет интереса к труду и помощи, не может оценить поступки детей. Он по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет. Ребенок частично, обслуживает себя самостоятельно, кульутрно-гигиенические навыки развиты согласно возратса. Проявляется недостаточный интерес к беседам, труду, помощи. У ребенка отлично развита самостоятельность, помогает сверстникам в бытовых моментах. Заинтересован в труде.
Перейдем к описанию констатирующего этапа экспериментальной работы. Целью данного этапа являлось определение исходного уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Для работы были выбраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы в количестве 6 человек каждой из групп.
Первая группа была сформирована для проверки первого педагогического условия, вторая группа для реализации трех условий одновременно. Интерпретация данных, полученных в ходе эксперимента производится по балльной системе, в соответствии с которой за каждый показатель максимальное количество баллов составляет –5 баллов, соответственно общий уровень может составлять20- 30 баллов, что будет являться высшим уровнем. От 10 до 12 баллов будет составлять средний уровень, ниже 10 баллов – низкий. Представим полученные данные по экспериментальной и контрольной группе в таблице 3 и 4.
Таблица 3. Результаты констатирующего этапа в экспериментальной группе.
№ имя, Фамилия ребенка Показатели сформированности нравственных качеств общий
уровень
умение пользоваться столовыми приборами навыки личной гигиены умение самостоятельно одеваться навыки культурного поведения уровень самостоятельности в труде уровень общения со сверсниками
1 Саша 5 4 3 2 3 4 Средний
2 Имран 4 5 4 5 4 4 Средний
3 Кайрат 2 3 4 3 4 2 Низкий
4 Женя 5 4 3 5 3 4 Средний
5 Медина 2 2 3 2 2 2 Низкий
6 Наташа 5 3 3 3 5 3 Низкий
7 Оля 4 3 4 5 4 5 Средний
8 Катя 2 4 5 4 3 5 Средний
9 Рустам 4 4 4 4 3 3 Низкий
10 Яна 2 2 2 3 2 4 Низкий
11 Полина 4 3 5 4 4 4 Средний
12 Артем 3 3 3 4 5 4 Низкий
Таблица 4. Результаты констатирующего этапа в контрольной группе.
№ имя, Фамилия ребенка Показатели сформированности нравственных качеств общий
уровень
умение пользоваться столовыми приборами навыки личной гигиены умение самостоятельно одеваться навыки культурного поведения уровень самостоятельности в труде уровень общения со сверсниками
1 Данил 3 4 3 2 3 3 Средний
2 Сережа 4 5 4 5 4 4 Средний
3 Хусейн 2 3 4 3 4 2 Низкий
4 Кристина 5 4 5 5 3 4 Высокий
5 Маша 4 2 3 2 2 2 Средний
6 Саша 5 3 3 3 5 3 Низкий
7 Даша 4 3 4 5 4 5 Средний
8 Чимназ 2 4 5 4 3 5 Средний
9 Афина 4 4 4 4 3 3 Средний
10 Костя 2 2 2 3 2 4 Низкий
11 Аиша 4 3 5 4 4 4 Средний
12 Лиза 3 3 3 4 5 4 Низкий
Полученные, мной результаты, показывают что в экспериментальной группе значительная часть детей (52.7%) не обладают даже средним уровнем нравственных качеств по заданным критериям. В то же время детей с достаточным уровнем развития словаря 47.3%, что говорит о том, что эта часть детей в развитии нравственных качеств соответствует возрасту. Тем не менее, дети с высоким уровнем в экспериментальной группе отсутствуют. Также необходимо заметить, что в контрольной группе были получены следующие результаты: Высокий уровень 1 человек (5,3%, средний уровень 7 человек (57,9%, низкий уровень 4 человека (36.8%).