Дарья
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников через произведения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
В знаменитом письме Авраама Линкольна к учителю есть такие фразы: «Если можете, научите его интересоваться книгами. И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами.».
Эти слова подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственном, эстетическом, патриотическом, умственном воспитании детей. Книга развивает творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его выразительности, красоте, многообразии.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственное воспитание дошкольников через произведения художественной литературы“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Ценности материальные преобладают над ценностями духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости и агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не в силах построить дружеских отношений, договориться о действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : доброте, милосердии, справедливости и т. д. Но как бы не менялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, воспитание добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в обществе.
Таким образом, задачей детского сада и семьи является ознакомление детей дошкольного возраста с лучшими произведениями детской художественной литературы и на этой основе решение задач нравственного воспитания. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Важно и необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению.
В тот период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость — ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.
Каковы же критерии отбора книг для чтения? Детская художественная литература, так же как и литература для взрослых, - искусство слова. Её специфика в единстве словесного искусства с требованиями педагогики: книга должна быть высокохудожественной по содержанию и форме, то есть представлять единство познавательного и художественного элемента.
Главной задачей детской литературы было и остается воспитание, формирование представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают модели поведения, которым можно или нельзя следовать. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы и чувства.
Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как : Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-ворюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?».
Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Формировать у ребенка чувство гордости, дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеевой «Сыновья». Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда — рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему», К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды», Л. Толстого «Косточка».
Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка – пограничник», Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.
В нравственном развитии детей всегда огромную роль играла русская народная сказка. Она захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.
Таким образом, литературные произведения призваны вовлекать детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связаны с чувствами ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научится быть добрыми и отзывчивыми помогут книги.