Папки-передвижки

Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Вера Селькова
Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные, в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. ЕЩЕ Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве никогда не возместится в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Сегодня эта проблема очень актуальна, потому, что дети испытывают далеко не всегда положительное влияние средств массовой информации, улицы.

Публикация «Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах

На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является привитию любви к чтению, интереса к книге. Я поставила перед собой задачи:

1. Развивать в детях потребность в книге, любовь к чтению (слушанию, рассматриванию и самостоятельной деятельности) художественной литературы;

2. Воспитывать литературно-художественный вкус;

3. Способствовать развитию поэтического слуха способности к целостному восприятию произведений разных жанров, эмоциональной отзывчивости на их содержание;

4. Содействовать обогащению разговорной и монологической речи ребенка образным языком детской литературы и фольклора;

5. Формировать умение детей устанавливать многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев);

6. Формировать у детей представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе.

На первом этапе своей работы я:

- изучила методическую литературу по этой теме (хотелось бы порекомендовать педагогам для работы по нравственному воспитанию детей книгу под редакцией Р. С. Буре «Дружные ребята»);

- совместно с библиотекарем детской библиотеки разработали программу «Росток» по темам: «Я – человек», «Любимые писатели детства», «В мире профессии», «Живая бумага», «Этикет»;

- подобрали литературу для работы по нравственному воспитанию, разбили ее по темам;

- подготовила консультацию для родителей на тему: «Что читать дошкольникам», провела выставку литературы и ее обзор.

Работая с детьми, зачастую, замечаю, что первостепенная задача всех педагогов и родителей сделать ребенка грамотным, т. е. приобщить ребенка к художественной литературе. Педагоги и родители должны понимать роль книги в жизни человека, знать книги, которые будут важны ребенку, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств. Тогда мы сами не заметим, как и когда с нами рядом вырастет содержательный и глубокий человек.

Первым, что я посчитала необходимым провести для родителей консультацию по знакомству с литературой, которую нужно читать детям. Организовали выставку книг в детском (в библиотеке был представлен перечень литературы на тему «Что читать детям старшего дошкольного возраста»). Разрабатывала папки произведений по темам, которые планировались по программе «Росток». Для родителей провела открытое занятие по ознакомлению с приемами работы по прочитанному произведению (чтение, логика событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, оценка ситуаций детьми). На информационном стенде для родителей представила перечень произведений о детях авторов: Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой. В своей работе по нравственному воспитанию детей через художественную литературу я впервые стала использовать произведения авторов: Б. Гонаго, Е. Бахметьевой, протоиерея И. Лепешинского, сборники рассказов и сказок «Зернышки» («Добрые истории для маленьких ребят», «Пчелка» (православный сборник для детей) и другие. С детьми мы все эти произведения читали на занятиях и вне занятий. Авторы данных произведений стремятся пробудить и поддержать в юных читателях высокое духовное рвение и усилить их тягу к нравственному совершенству. Герои произведений этих книг помогают воспитать в детях такие качества, как доброта, внутреннее благородство, честность, милосердие. Эти издания могут быть рекомендованы, как душеполезное чтение в кругу семьи. В нашей группе «открылась» маленькая библиотека, фонд которой составляют детские книжки разных писателей на разные темы: о природе, о жизни детей, о Родине, о людях разных профессий и т. д. Дети нашей группы имеют возможность в любой день выбрать книгу, которую желали бы прочитать (чаще проявляют желание те дети, которые уже умеют читать, а за ними уже интересуются те, кто желает их послушать). 2раза в месяц мы посещаем детскую библиотеку для проведения мероприятий по программе «Росток» (на основе проведенной работы, дети стали интересоваться у родителей : «Какую книгу ты читаешь? Про кого, о чем?»). Вся работа по нравственному воспитанию велась мною по ступеням роста и формированию опыта детей от простого к сложному, т. е. от простейших сказок: «Репка», «Курочка Ряба», затем более сложные сказки, рассказы, авторские произведения, в которых рассматривались конкретные ситуации, возникающие между героями произведений художественной литературы. Дети настолько приобщились к литературе, что в любое свободное время просили почитать, а то и приносили книги, которые мы еще не брали в библиотеке, а в групповой библиотечке их не было. Они не только хотели, чтобы им прочитали, но и у них возникло желание прочитать самим, многие из них делились впечатлениями о прочитанных произведениях дома, рассказывая их своим друзьям. Уже в начале старшей группы, в коллективе моей группы имело место разделения детей на активного «читателя» и пассивного слушателя. Одни дети, как «губка» впитывают все знания, понятия, которые предлагают детям через чтение книг. Этих детей можно определить по уровню интеллекта в процессе общения, они, исходя из своих интересов в познании мира, уже читают сами, а другие пассивно прослушивают произведения и менее общительны, так как у них не накапливается опыт общения и их кругозор ограничен.

К нам в детский сад приезжали артисты Пермского кукольного и драматического театров, театр «Карабаска» и другие. Темы всех спектаклей, которые дети смотрели, перекликаются с темой моей работы по нравственному воспитанию детей. Артисты театра талантливо вводили детей в переживание событий, которые вызывали эмоциональный отклик на происходящее с героями спектакля. Соприкасаясь с искусством (книга, театр, у детей возникает большое желание «нести искусство в народ», т. е. показать своими силами такие же спектакли для малышей по знакомым им сказкам. Ребята в беседах с актерами театров сами рассказывали, как они тоже показывали малышам сказку «Колобок» в форме настольного театра, а сказку «Репка» они также, как артисты, исполняли для малышей.

«Детская книга – это весенний луч солнца, который заставляет пробуждаться под дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

В результате проведенной мною работы я подвела итоги о том, как сплотился наш детский коллектив, как и насколько дружна наша «семья».

Поставив перед собой задачу по воспитанию детей-читателей, могу отметить, что из всех детей приобщенных книги выросли настоящие читатели. Из всей группы детей 80 % читают хорошо и осваивают текст самостоятельно, могут пересказать, активны в беседах по содержанию произведения и оценки поступков героев книг, а в процессе общения наш коллектив детей можно назвать только семьей, в которой все члены отличаются своей добротой души, чуткостью, желание в любое время помочь любому. В них чувствуется теплота души, любовь, непосредственность, чувство сопереживания, ответственность и за свои поступки.

На протяжении всей моей работы иногда приходилось сталкиваться с трудностями во взаимопонимании между детьми импульсивными, которые из-за дефектов речи (хотя они сами по выполнению поручений исполнительны, ответственны, но зачастую эгоистичны, избалованны в семье и не сговорчивы со сверстниками) менее усидчивы и не внимательны при прослушивании произведений.

Хочу порекомендовать, особенно начинающим педагогам, интенсивнее использовать детскую художественную литературу в нравственном воспитании детей, т. к. говорят «на чужих ошибках учатся» (это события, происходящие с героями произведений и их последствия). Могу поделиться своим опытом работы с коллегами. К моему сообщению прилагаю перспективный план для работы с детьми.

п\н Мероприятие по перспективному плану. Дата исполнения.

1. А. Смирнова «Как ткани ткут и нитки прядут». Сентябрь

2. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Сентябрь

3. В. Берестов «По дороге в первый класс». Сентябрь

4. Д. Родари «Чем пахнут ремесла». Сентябрь

1. 1. Пантелеев «Две лягушки». Октябрь

2. К. Ушинский «Четыре желания». Октябрь

3. Зернышки «Доброе братство милее богатства». Октябрь

4. Б. Гонаго «Помыслы сердца». Октябрь

1. С. Я. Маршак «Почта». Ноябрь

2. «Серебряная птица - ажурное перо». Ноябрь

3. Г. Граубин «Тетушка домна». Ноябрь

4. А. В. Велько «Кому нужнее?». Ноябрь

1. Г. Снегирев «Голубая Тува». Декабрь

2. К. Д. Ушинский «Слепая лошадь». Декабрь

3. М-Сибиряк «Серая шейка». Декабрь

4. Акимушкин «Чем кролик на зайца похож». Декабрь

1. К. Паустовский «Теплый хлеб». Январь

2. А. Толстой «Как ни в чём ни бывало». Январь

3. Зернышки «Крест порука». Январь

4. В. Велько «Что легче?» Январь

1. С. Я. Маршак «Сказка о неизвестном герое». Февраль

2. В. Осеева «Сыновья». Февраль

3. В. Осеева «Волшебное слово». Февраль

4. В. Осеева «Просто старушка». Февраль

1. А. Платонов «Еще мама». Март

2. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Март

3. Е. Благинина «Посидим в тишине». Март

4. В. Велько «Часы Вани». Март

1. А. Томилин «О мастере на все руки». Апрель

2. В. Маяковский «Кем быть?» Апрель

3. Н. Г. Куцаева «Воробей». Апрель

4. А. Велько «Как я помогал маме мыть пол». Апрель

1. Н. Носов «Карасик» Май

2. Ю. Аракчеев «Сидел в траве кузнечик». Май

3. Зернышки «О героях войны». Май

4. В. Велько «Граница». Май

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 12:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Вера Селькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД