Папки-передвижки

Нравственное воспитание дошкольника в детском саду и семье

Алёна Денисова
Нравственное воспитание дошкольника в детском саду и семье
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственное воспитание дошкольника в детском саду и семье

Денисова А. Н., воспитатель;

Ягунова С. В., воспитатель;

Казакова Е. Б., воспитатель :

МБДОУ № 174 «Детский сад общеразвивающего вида»

г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс

В настоящее время актуальной задачей является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : организованности, самостоятельности настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Публикация «Нравственное воспитание дошкольника в детском саду и семье» размещена в разделах

Формирование у ребенка нравственно-волевой сферы – является важным условием всестороннего воспитания личности. Будет ли воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Нравственное воспитания включает в себя такие качества как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Среди них можно выделить два направления: создание предпосылок для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Становление личности ребенка происходит в семье. Потому как семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет уклад жизни семьи : равенство родителей, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы друг к другу, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит в течение всей жизни, и важное значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, быстро усваиваются ребенком и воспринимаются, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми. Потребность в общении – важная социальная роль, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность. Содержание общения должно быть педагогически ценным, только тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие.

Особенность воспитания ребенка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игры, труд, различные занятия – протекают и организуются воспитателем в условиях детского общества. При этом создаются возможности аккумуляции и углубления опыта положительных отношений и взаимоотношений (между детьми, между детьми и взрослыми).

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт наиболее благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноценных участников формирования детской личности. Поэтому важна очень тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли – ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств : справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем богаче будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Младшие дошкольники стремятся к самостоятельности. Она приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребенок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Малыш еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение самообслуживанием позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по своему содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда малышей в семье : любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь и доставить им радость. В семье дети с большим удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду : стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Используя труд как средства нравственного воспитания, родителям нужно анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Единство в воспитании детей обеспечивает правильное поведения детей, ускоряет процесс усвоения новых навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу ( сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекая родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей в нашей группе, происходит с применением как групповых, так и индивидуальных формы работы с родителями, а именно:

– беседы;

консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

совместные конкурсы: «Дары Осени», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

– совместные работы детей и родителей на темы «Мамин праздник» «День матери»., «День Победы». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также, можно и нужно пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;

информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять «Уголки для родителей», помещать консультативные материалы.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке – или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя, оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка, то у детей пяти-шести лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.

Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок; поведение. Ведь форма поведения может иногда противоречить побуждению, мотиву. Допустим, ребенок ударил своего товарища. Форма непозволительная, но мотив, оказывается, был благородным: он наказал сверстника за хитрый обман. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания, помочь ребенку в реализации положительных мотивов.

Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития. Например, если дети четвертого года жизни оказывают посильную помощь своим сверстникам в основном под влиянием совета, указания воспитателя, то к концу пятого года они должны оказывать подобную помощь уже по собственному побуждению. Естественно, что подготовку к этой более высокой ступени поведения необходимо вести заблаговременно.

Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами коммунистического общества.

Воспитатель должен формировать начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитывать коллективизм – значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивать желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому о всех; воспитывать любовь к Родине – начала патриотизма и гражданственности – значит связывать воспитательную работу с общественной жизнью.

Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др., так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.

Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.

Литература:

1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : методическое пособие/А. Я. Ветховина. – М. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 254 с.

2. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников : пособие для воспитателей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 157 с.

3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: хрестоматия / О. Л. Князева. – Санкт-Петербург, 2013. – 38

Публикации по теме:

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Нравственное воспитание Нравственное воспитание- целенаправленное систематическое воздействие на сознание,чувства и поведение людей,формирующее у них моральные.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Годовой задачей нашего детского сада является патриотическое воспитание дошкольников. Это важная составляющая становления будущей личности. Были.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа)Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа) Цель:Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности;провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной.

Трудовое воспитание детей в детском садуТрудовое воспитание детей в детском саду "Юные помощники" Трудовое воспитание детей в детском саду является важным аспектом их общего развития. Оно не только помогает формировать.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт)Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт) Последнюю неделю мая наши педагоги решили посвятить экологическому воспитанию наших детей и выяснить, что узнали и чему научились ребята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольника в детском саду и семье
Опубликовано: 21 января 2024 в 14:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание дошкольника в детском саду и семье» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Денисова (УИ 3315628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД