Жанна Сухачева
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Надо обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру, к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Ребенок 3-4 лет достаточно самостоятелен, чтобы обслуживать себя. Это придаст ему уверенность в своих силах, вызывает стремление делать самостоятельно то, что кажется ему интересным, привлекательным. Ограничение самостоятельности ребенка, лишение его возможности проявить себя, сделать интересное дело нередко приводят к протестам, протекающим очень бурно. Если это повторяется часто, говорят «о кризисе трех лет». Это явление преодолимо при условии тактичного поведения взрослого, его способности своевременно увести, переключить ребенка на действия, доступные ему и не менее привлекательные. «Я сам» говорит ребенок. Ему необходимо помочь, а главное – научить делать, показать что всему нужно учиться. Особенно важно учить детей самообслуживанию, бытовым делам, используя их стремление к самостоятельности.
Дети 3-4 лет уже накопили опыт деятельности по самообслуживанию. Они умеют самостоятельно выполнять элементарные действия, связанные с правилами поведения в быту (в раздевалке, столовой, умывальной комнате, спальне). Эти правила дети усваивали под влиянием воспитателя : его требований, показа, напоминаний, оценок.
В этом возрасте произвольное поведение еще не устойчиво, но тенденции к его формированию наметились и развиваются. Волевое начало позволяет ребенку управлять своими эмоциями. Он способен преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам, конфликтам.
Ребенок учится считаться с интересами других, терпимо относиться к тому, что делает товарищ, дожидаясь очереди поиграть, умыться, занять свое место в столовой. С помощью воспитателя дети постепенно утрачивают свои эгоистические позиции. Они способны сочувствовать, сопереживать сверстнику.
Дети уже умеют самостоятельно играть общими игрушками. В своих играх они не довольствуются манипулированием предметами, а стараются отразить известные им действия.
Ребенок 3-4 лет еще может удовлетворится обществом игрушки, кукол, но в то же время у него усиливается потребность в общении, чему способствует достаточно развитая речь. Расширяется круг детей, с которыми у малыша складываются определенные эмоциональные отношения. Это связано с большей, чем ранее, устойчивостью чувств. Наряду с симпатией (простейшей формой социальных чувств) в детском сообществе зарождается чувство товарищества.
Нельзя забывать, что на определенном этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии. Приведенная ниже беседа позволяет детям задуматься над нравственными качествами своих товарищей.
Беседа «Мама отдыхает»
Воспитатель спрашивает у детей : «Все ли умеют вести себя тихо, когда мама, бабушка или папа отдыхают, спят?» - и предлагает послушать, как ведет себя девочка Аня:
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу…
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, а я молчу.
Е. Благинина
Затем педагог предлагает послушать, как ведет себя другая девочка, когда мама отдыхает: «Мама спит, она нездорова. Катя играет. Она хочет налить кукле чай, но не может достать до крана». «Мама» - кричит Катя. Мама проснулась: «Что случилось?» – испуганно спрашивает она. Мама помогла Кате налить воды.
Воспитатель выясняет у детей, понравилась ли им Катя.
Противопоставление двух ситуаций дает детям возможность правильно оценить их.
Список литературы:
1. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ Сост. М. Б. Зацепина, - М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 192с.
2. Нравственное воспитание / Гусейнов А. А. // Николай Кузанский – Океан [Электронный ресурс] – 2013. – С. 367-368
3. Ларионова, С. О. Л25 Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург : [б. и. ], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7186-1036-9