Лариса Викторовна Скорнякова
Нравственное становление подрастающего поколения в современной практике дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Л. В. Скорнякова
МБДОУ «ДСОВ № 135, г. Братск
Нравственное становление подрастающего поколения
в современной практике дошкольных образовательных учреждений
На современном этапе развития нашего социума актуальность духовно-нравственного воспитания состоит в следующем: если в стенах детского сада ребенок находится под защитой педагогов, то выходя в окружающий мир он может столкнуться со злом, жестокостью и грубостью. Уместно вспомнить В. А. Сухомлинского, который искал корни зла и его поиски увенчались таким выводом: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо делать».
Публикация «Нравственное становление подрастающего поколения в современной практике дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
Без духовно-нравственного воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек нравственный, полноценный, гармоничный. Вряд ли. Давно известно, что не хлебом единым жив человек. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. К этим ценностям должен стремиться педагог, он должен знать их и постигать, чтобы «питать» ими ребенка.
В своей педагогической деятельности мы используем актуальную для социума тему: «Духовно–нравственное становление дошкольника».
В начале работы по данному направлению мы определили цели:
- научить ребёнка культуре поведения, умению выполнять элементарные правила социума.
- формировать духовно-нравственные чувства, основы моральных качеств, представлений и мотивов поведения.
- воспитывать дружеские отношения в детском социуме.
Выделили главные направления по духовно-нравственному становлению :
- навыки культуры общения с взрослыми;
- взаимоотношения в детском социуме;
-развитие навыков культурного поведения;
-обладание гуманными чувствами;
-представления о профессиональной деятельности человека;
- культура поведения в общественных местах;
-этические представления;
-воспитание любви к природе;
-представления о своей Родине, о родном крае;
-патриотическое и интернациональное развитие.
Педагог оказывает огромное влияние на сферу чувств ребенка, воспитывает привычку нравственного поведения, формирует моральные качества, его духовный мир.
Рассмотрим принципы духовно-нравственного становления :
1. Воспитание ребёнка в детском социуме - детский коллектив является действенным средством воспитания основных принципов взаимоотношений между людьми.
2. Требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка - выражается в умении педагога сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
3. Единство воздействия на чувства, поведение и сознание воспитанника — требует комплексного подхода при выборе средств и методов духовно-нравственного воспитания.
4. Последовательность и систематичность в единстве требований к ребенку в дошкольном учреждении и в семье - это обеспечивает успешное усвоение навыков поведения, формирование духовно-нравственных основ личности.
5. Индивидуальный подход - учёт возрастных особенностей, учёт уровня духовно-нравственных представлений и опыта поведения дошкольника.
Для успешной работы по данному направлению мы изучили 3 группы методов духовно-нравственного становления
1 группа - формирует нравственную привычку;
2 группа - закрепляет представления о нравственных нормах;
3 группа - воздействует на чувства.
На каждый месяц была поставлена определенная тематика: «Я в мире людей», «Культура поведения», «Уроки добра», «Помоги другу», «Уроки вежливости», «Наши защитники», «Моя семья», «Мы — друзья!», «Мир вокруг нас», «Будь природе другом!», «Братск - мой город», «Наша Родина - Россия».
Воспитывая культуру поведения дошкольника, добивались, чтобы дети выполняли все охотно и, в общем, осознанно, т. е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность ребенка, его отношение к правилу. Это важно для воспитания доброжелательности, предотвращения возможности возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам и окружающим взрослым.
Была создана атмосфера добра, милосердия, взаимопонимания, готовности поступиться чем-то личным во имя блага окружающих. Работа по данной проблеме строилась так, чтобы пробудить духовно-нравственные силы ребенка, открыть радость общения, вызвать стремление к добрым поступкам. Использовалось моделирование реальных и воображаемых ситуаций, ребенку давалась возможность ориентироваться в сложных человеческих взаимоотношениях. Воспитанники учились сопереживать, рассуждать и обосновывать выбранную форму поведения, используя литературные произведения, музыку, игры, карточки, схемы эмоциональных состояний.
В детском учреждении проходит организация конкурсов-выставок: «Город, в котором я живу», «Моя мама лучшая на свете!», «В мире добра и любви», «С днем рождения, мой любимый детский сад», «Я и мои друзья», «В кругу семьи», фотовыставки о важных событиях в жизни детей в детском саду и в семейном кругу, создание тематических фотоальбомов и генеалогического древа семьи, благотворительные акции.
Родителям воспитанников предлагается «Семейная библиотека» - педагогические советы по воспитанию детей, Организуются праздники и совместный отдых в Усадьбе «Конный мир». Проходят родительские собрания в форме «родительского взгляда», «круглого стола», «родительского клуба» и т. д.
Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества и представления. И поэтому эта работа должна проводиться грамотно, систематически и в определенной последовательности.
Литература
1. Каиров И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров, О. С. Богданова. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2017.-127с.
2. Курочкина И. Н. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации ФГОС дошкольного образования / И. Н. Курочкина // Детский сад от А до Я. – 2015. - №2. – С. 32-39.