Ольга Батаева
Нравственное развитие старших дошкольников на основе трудового воспитания
▼ Скачать +Заказ
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующего от воспитателей определенных знаний возрастной психологии ребенка. К сожалению, можно хорошо трудиться и быть безнравственным человеком. И когда говорят, что любой труд облагораживает, это не совсем верно. Воспитывая в детях привычку к труду, необходимо помнить не только о том, чтобы дети выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными.
Публикация «Нравственное развитие старших дошкольников на основе трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
С точки зрения православия, как указывает протоиерей Глеб Каледа, «трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, - в ухаживании за грядками и клумбами, в уборке садов и дворов, в создании научных трудов или произведений искусства, в воспитании в себе или в других (в собственных детях) личности и т. д., - во всех этих действиях проявляется наше подобие Богу-Творцу»
Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для работы с греховностью; творчество – это дар, за которым следует чувствовать ответственность за обладание им. Необходимо проверять себя притчей о талантах, спрашивая: а не являемся ли мы нерадивыми и лукавыми рабами? Развивая свои «таланты», мы приумножаем их, а не употребляя в труде – утрачиваем их по слову Иисуса Христа: «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Именно поэтому послушание является важнейшей добродетелью христианина вместе со смирением и любовью. Послушание есть лучший способ над последствиями первородного греха – над самостью, эгоизмом и ленью.
Любовь, как и вера, без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другому, по сердечной теплоте для ближнего: мы любим не столько тех, кто заботиться о нас, сколько того, о ком заботимся мы сами. В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание – это подготовка к делам любви. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, а также беспомощность даже в простейших житейских ситуациях. Сент-Экзюпери писал: «Работая только для материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве. Все наши богатства – прах и пепел, - они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить» .
Дошкольное трудовое воспитание напрямую связано с семейным. Ребенок изучает мир через семью, в свете семьи, которая является могучим воспитательным средством. Трудовое единство семьи раньше создавало благоприятные условия для ее социального срастания. Теперь же семья вся трудится вне дома. Дом все больше превращается из места труда в место отдыха. Психология трудового единства начинает «выветриваться» из ее атмосферы. Современная культура и современные технологии выводят труд из семьи за ее пределы: технические усовершенствования, во многом облегчающие домашний труд, все больше способствуют уменьшению его объема в семье].
Трудовое воспитание надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». При этом нужно хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что не может быть навязано принуждением. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.
К сожалению, следует отметить само отношение взрослых (родителей) к труду, что естественно отражается на взглядах собственных детях (многие дети даже не знают, кем работают их родители). Взрослые стали больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше – об интересной, хотя в чем-то это оправдано определенными социальными условиями жизни. В этих условиях озабоченности решением проблем экономического, а порой и физического выживания усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, и, самое главное, о православном подходе к трудовому воспитанию, нередко осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит нужных результатов.
Таким образом, одним из условий развития трудолюбивой личности, способной проявлять целеустремленность в достижении поставленных целей, способной проявлять самостоятельность в решении жизненных задач, брать при этом на себя ответственность, является работа самих родителей, которые также зачастую нуждаются в педагогической помощи: разъяснение ошибок в воспитании, внимание к христианским ценностям, выявление жизненных смыслов с опорой на традиции отечественного воспитания (условия самодеятельности, послушания, волевого, творческого начала) и учет принципов христианского воспитания, где опять же послушание и добротоделание были основными приоритетами в воспитании.
Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то (пусть даже достаточно широкого) навыков и умений; пронизывая всю жизнь ребенка, оно многообразно. Главное готовить своего ребенка к тому, чтобы он в свое время мог смело вступить в самостоятельную жизнь, а, значит, понимал, что:
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- был готов трудиться сам -= и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо.
Чтобы сформировать у детей навык бескорыстного труда, необходимо раскрыть им мотивы общественно значимого труда. Опытный воспитатель знает, что от самого факта участия ребенка в труде нельзя автоматически ждать положительного результата. Каждый должен вложить в свой труд личностный смысл. Труд должен быть доступным для ребенка, но не облегченным. Слова «труд» и «трудно» - однокоренные, всякая деятельность должна нести физические усилия, иметь нагрузку и результатом ее должна быть хотя бы небольшая усталость.
Например, для ребенка 6-7 лет полив некоторых растений не являются серьезным трудом. Облегченный труд напоминает ребенку труд «понарошку» и иногда привлекателен для него. Труд в подготовительной к школе группы должен быть направлен на получение полезного, красивого и необходимого результата, который проявляется не сразу, а через длительное время, таким как труд в природе.
Трудовая деятельность должна быть организована с учетом определенных требований. Приступая к трудовому процессу, ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами в природе. Эти правила предлагаются детям сначала в положительной формулировке («Так можно и нужно»).
- растения и животные живого уголка природы нуждаются в нашей помощи, без нашего труда они погибнут;
- с прогулки мы можем принести только не растения и тех животных, которые могут жить в неволе;
- нужно создать в уголке природы в группе или дома такие условия, которые похожи на естественные;
- важно не забывать поливать растения и кормить животных;
- после наблюдения можно отпустить животных на свободу.
Сознательное следование правильным формам поведения вырабатывает у детей представления о том, «как не надо делать». Обычно оно не преподносится в готовом виде (нельзя ломать, нельзя бегать по цветам, нельзя бить животных, не навязывать ребенку, а должно явится итогом его самостоятельных рассуждений и выводов на основе положительного опыта. Методические основы нравственного развития старших дошкольников на основе трудового воспитания.
Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован. Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, к искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью. Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками.
Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли – все это приводить к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения.
При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания, правильное чередование труда и отдыха детей.
Не менее важен характер самого труда, его особенности. Так, поделки игрушек из бумаги, разовые творческие поручения – труд разнообразный и эпизодичный. В нем много новизны и эмоциональности. Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой, напротив, однообразный, повторяющийся изо дня в день. Эти виды труда требуют от ребят большего терпения. Постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что дети гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнении повседневных трудовых обязанностей по самообслуживанию в детском саду и дома.
В связи с этим большое значение имеет формирование у детей, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Последние два момента наиболее значимы при воспитании у детей желания трудиться. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда низка. И, во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются. На первый план здесь выступают не столько трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудиться. Мотивы морального и общественного характера – труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам очень важны для воспитания у детей нравственного отношения к труду. Следовательно, индивидуальные проявления в трудовой деятельности – характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо – готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, можно включить магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом, или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор при организации труда детей.
Для воспитания трудолюбия были проведены разные виды работ (как в самой группе ДОУ, так и в кабинете школы, включающие различные занятия:
«Мы умеем дежурить». Цель занятий – закрепить знания о значении дежурства, побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностей дежурного. Форма занятий – беседа.
Беседы проводились о значении дежурства, о том, как важно подготовить класс к занятиям, как необходимо помогать воспитателю или будущему учителю. Интерес детей возрастал, и по мере этого роста, предоставляли детям большую самостоятельность. В процессе исследования повышались требования к качеству выполненной работы. После каждого выполненного поручения давалась оценка – всегда доброжелательная.
Прежде чем распределялись обязанности дежурных, напоминали о том, что необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также дети научились правилам распределения обязанностей. При распределении между детьми заданий, использовалась такая последовательность: 1). рассказ детям о пользе труда, так как они должны иметь представление о том, насколько нужна и важна работа; 2). Представили детям весь объем предстоящей деятельности и представили его как одно общее задание для всех детей, например: «Вы сегодня все дежурные, будем готовить кабинет перед началом занятий. Что нужно сделать? С чего начать? Разложить по партам школьные принадлежности: карандаши, ручки, тетради, цветную бумагу, закрепить магнитами на доске счетный материал и т. д.». Основное внимание во время работы детей обращалось на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям; 3). необходимо было не только перечислить весь объем предстоящей работы, но и выделить задания, которые стали содержанием труда отдельных дежурных. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в классе был порядок, ставился вопрос о том, сумеют ли они выполнить свою работу за отведенное время и какие дела следует выполнять в первую очередь. Обращалось внимание детей на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражали свое несогласие, уметь ли делать замечание своему другу. После обязательного формирующего этапа было проведено наблюдение за дежурством в классной комнате, по столовой, в игровом уголке.
-Чтение художественной литературы. Цель занятий: способствовать представлений ребенка о труде взрослых, уважения к нему. Материал: М. Б. Улатова «Научись ремеслу», В. В. Маяковский «Кем быть», Е. А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Джани Родари «Чем пахнут ремесла». Использование художественных произведений очень важно. Своей образностью, живостью повествования детская книжка заражает энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к дежурству, желание подражать героям литературных произведений и подобно им, хорошо трудиться.
- Работа с родителями. Развитие детской личности требует единства и согласованности системы воспитательно-образовательных воздействий на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности очень важна. Крайне важно, чтобы отдельным разделом работы дошкольных учреждений было педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающие родителями в семейном воспитании : многие молодые родители недооценивают значение трудового воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, некоторые не уделяют серьезного внимания этому вопросу.
В ходе исследования родители привлекались к оказанию помощи в трудовом воспитании детей, особенно тех, чьи дети не владели навыками, не проявляли инициативы или не доводили начатое дело до логического конца. Проводились консультации на темы: «Воспитание в труде», О труде ребенка в семье», «Труд и умственное развитие детей». Постепенно в этой категории детей стала проявляться инициатива, возросла ответственность за выполнение порученного дела. Важно отметить, что в связи с этим также повышалась самостоятельность и активность детей на подготовительных занятиях.
Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.
Хорошую эмоциональную атмосферу создают и вручение наград. Награда за труд может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам – значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Также наградой для всех может быть и общее чаепитие, которое создаст атмосферу трудового праздника.
Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А. С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.
Одним из мотивов, приобретающих к концу дошкольного возраста определенное значение для ребенка, является ожидание оценки его действий воспитателем или сверстниками. Не желая быть хуже, слабее товарищей, он может проявить значительное волевое усилие, выдержку и заставить себя принять участие в коллективном деле.
По окончании работы, педагог должен ее оценить. На содержание оценки влияют следующие факторы:
• отношение детей к работе;
• взаимоотношения с товарищами в процессе труда;
• отношение к материалам и инструментам;
• степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса;
• полученный результат, его качество. Результат качества работы дежурного чаще всего зависит от операционных навыков, поэтому оценка только качества будет влиять на их совершенствование.
Положительная оценка как нравственных, так и деловых качеств, способствует формированию тех и других. Педагогически целесообразно оценивать не только деловые качества дежурных. В этом случае важна и оценка нравственного отношения к делу, оценка нравственных качеств. Педагогическая оценка помогает детям вычленять нравственную сторону действий, демонстрирует соответствие или не соответствие их нравственным нормам. В определении содержания оценки труда дежурного воспитатель исходит из поставленной задачи. Нужно добиваться при этом, чтобы в педагогической оценке не только констатировались успех или неудача, но и вскрывались их причины и ставились перед дошкольниками в дальнейшем перспективные задачи.
Оценивая совместный труд дежурного особенно на первых порах, воспитатель уточняет, кто что делал, а затем обобщает работу и подводит итог. Важно подчеркнуть, что от качества работы каждого зависит качество общего конечного результата.
Одновременно у детей сформируется умение оценивать работу своих товарищей. Этот процесс можно разделить на четыре этапа:
1. Дети, например, оценивая работу дежурного, просто перечисляют те дела, которые он выполнял, своего мнения не имеют, присоединяются к оценке воспитателя;
2. Выражают свое одобрение действиям дежурного, не раскрывая причин подобного отношения;
3. По аналогичному поводу высказывают свое мнение, но уже аргументируют его;
4. Критически относятся к своему поведению, например перед дежурным.
Итак, оценивая детский труд, педагог исходит из воспитательных задач. Заинтересованная, содержательная оценка способствует нравственному развитию детей и совершенствованию их трудовой деятельности.
Заключение.
Трудовое воспитание – сложный, трудный и многоаспектный процесс. Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста достаточно глубоко и подробно исследована в теории дошкольной педагогики. Однако в практике воспитания в дошкольных образовательных учреждениях последних 10-15 лет трудовое воспитание отошло на второй план по сравнению с умственным, физическим и эстетическим воспитанием. Лишь в самые последние годы наметилась тенденция по осознанию значимости трудового воспитания в содействии общему развитию ребенка-дошкольника и подготовке его к обучению в школе. В массовой практике современного семейного воспитания, трудовому воспитанию, к сожалению, не уделяется должного внимания, развивающий потенциал трудового воспитания зачастую недооценивается современными родителями. Из этого следует, что одной из основных задач современной дошкольной педагогики должно привитие детям любви и естественного желания трудиться, а также – оказание педагогической помощи родителям в осознании значения труда для полноценного развития ребенка.
Естественно, что в процессе воспитания детей дошкольного возраста необходимо постоянно помнить о задачах их подготовки к обучению в школе, особенно в условиях перевода на обучение с шести лет. Ведь систематическая учебная деятельность – это сложный, напряженный труд, требующий определенных умственных нравственно-волевых качеств. В процессе формирования умений и навыков трудовой и учебной деятельности необходимо воспитать у ребенка волю, терпение, аккуратность, стремление выполнить все как можно лучше.
Важно выявить интерес ребенка, склонность к определенным видам трудовой деятельности, содействовать его участию в любимом занятии, но необходимо при этом настойчиво формировать у каждого ребенка осознанное отношение к любому виду труда, ибо это является важным фактором нравственного развития и обязательным условием успешного обучения в школе. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и его результаты должны радовать ребенка.