Мохова Татьяна Викторовна
Нравственно-познавательная беседа «Добро и зло. Добрые и злые дела человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Возрастная направленность: старший дошкольный возраст (6 – 7) лет.
Цель: объяснение смысла, который люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию.
Задачи:
- направить детей на совершение добрых поступков бескорыстно;
- развивать чувство удовлетворения от совершения добрых дел;
- воспитывать желание приходить на помощь друг к другу.
Публикация «Нравственно-познавательная беседа „Добро и зло, Добрые и злые дела человека“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: весы с гирьками; ватман; клей; фигурки домов, людей, животных, растений из цветной бумаги для коллажа.
Предварительная работа:
Чтение произведений художественной литературы о добре и зле; беседы о добрых делах и поступках; заучивание стихов, пословиц, поговорок о добре и зле; игры.
- Ребята, сегодня у нас необычная встреча, мы с вами поговорим о доброте. Что такое добро? Это все хорошее, красивое, доброе : весна, солнце, улыбка, мама, воспитатель.
- Что такое зло? Это что- то противоположное добру : дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, то люди могут делать добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космос. Мы приземлились с вами на планету добра. Что мы здесь с вами увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).
А теперь вернемся на свою планету, чтобы делать добрые дела.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных.
Кто может любить и козла, и осла
Тот людям вовеки не сделает зла.
Какого же человека можно назвать добрым? Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу, бережет ее, любит зверей и птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с друзьями и взрослыми.
Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют волшебными словами (Ответы детей).
ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Встретив зайку, ё ж-сосед Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, «…» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини)
Трясогузка с бережка уронила червяка,
И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво)
Толстая корова Лула ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)
Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще надо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, в природе, на улице?
Как вы думаете, трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (доброе сердце, добрую душу). Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта-не пряник, не конфета.
Все вы любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или нет. Если добрый, то вы хлопаете в ладоши, если злой, то закрываете лицо ладошками.
Иван-царевич
Кощей Бессмертный
Золотая рыбка
Дюймовочка
Карабас Барабас
Красная Шапочка
Гуси-лебеди
Водяной
Баба-Яга
Золушка
Морозко
Мальвина
А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнце-доброта. Она необходима вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце, как вы думаете, чего на свете больше добра или зла? Может это помогут нам узнать старинные весы? На одну чашу мы будем класть зло (зависть, жадность, грубость, предательство, войну, ложь).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. (дети подходят по одному, говорят о своем добром деле и кладут на весы свою капельку, приготовленную заранее мягкую игрушку). Вскоре чаша весов с добром перевешивает чашу зла.
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в речку, река в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами тоже сделаем одно доброе дело. На чистый лист каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги аппликации: дом, дерево, фигуры детей, облака, солнце и т. д.
Как мы назовем нашу картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло»).
Какое чувство вы испытали, когда делали добрые дела? (Делать добро очень приятно, радостно).
Наша встреча подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро-это здорово!
Использованная литература:
1. Круги Радости и Добра : сборник разработок. – Экибастуз: ясли – сад № 9 «Радуга», 2009. – с. 19 Авторы: Е. Е. Бурова, профессор; Т. К. Лукашева; О. А. Киселенко; Н. В. Краснова; В. Н. Ким; Е. Н. Скляренко.
2. Семанака С. И. «Уроки добра», Москва,2004г.
3. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.