Екатерина Уварова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важнейшее направление деятельности педагога, поскольку формирует личностные качества, чувства национальной гордости к своему народу и готовности к его защите. В современных условиях данное направление является одним из приоритетных.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Патриотическое воспитание находит отражение в реализации Федеральной Образовательной Программе дошкольного образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В процессе совершенствования системы патриотического воспитания большую роль играет народная культура. В содержание патриотического воспитания дошкольников, наряду с другими направлениями входит приобщение детей к народной культуре – культурному наследию, традициям, праздникам, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, народным играм, музыкальному фольклору.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении драгоценностей мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Занимаясь художественно-эстетической деятельностью, дети учатся чувствовать, думать, эмоционально сопереживать, образно познавая окружающий мир, т. е. развиваются духовно.
Обычные занятия изобразительно-художественной деятельности могут не дать глубоких знаний о Родине, с помощью интегрированных занятий можно достичь более высоких результатов в данном направлении.
Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности воспитанников. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.
Патриотическое воспитание дошкольников, средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывают гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, государственную символику, гордятся своим народом, его достижениями, учатся любоваться природой, бережно относиться к ней.
Занятия по художественно-эстетическому развитию являются неотъемлемой частью в воспитании патриотизма и любви к Родине у дошкольников.