ЕЛЕНА ПАВЛОВА
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру на русских народных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых актуальных задач нашего времени – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Я считаю, что немаловажная роль в этом процессе отведена инструментальному фольклору.
Осуществляя музыкальное воспитание детей с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах, я тем самым приобщаю их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру на русских народных инструментах» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русские народные игры
- Темочки
Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа : помогала в труде, сопровождала праздники. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки-трещотки, погремушки, бубенцы, дудочки и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем - тембровый слух, музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальной деятельности. Дети, слушая игру взрослых на народных инструментах, зачастую старались им подражать, так происходило постепенное усвоение и накопление репертуара.
В наше время, когда изустная передача фольклора от поколения к поколению стала большой редкостью, появилась необходимость организованного музыкального воспитания детей на основе народной традиции. И именно поэтому, на своих музыкальных занятиях я приобщаю дошкольников к игре на русских народных инструментах. Организуя эту работу, мне удается реализовать следующие задачи:
• создать условия для формирования у детей интереса к русским народным инструментам;
• формировать у детей знания элементарных основ русской народно-инструментальной культуры;
• познакомить их с инструментами;
• обучить детей простейшим умениям игры на русских народных инструментах, правилам пользования инструментами, приёмам игры на них;
• развивать музыкальные способности – чувство ритма, тембровый слух, динамическое восприятие, музыкальную память;
• воспитывать любовь к музицированию;
• привлекать детей к активной творческо-исполнительской деятельности; выявлять и развивать у детей индивидуальные творческие способности.
На первом этапе я знакомлю детей с народными инструментами : ложки, трещотки, бубенцы, свистульки, погремушки и другие. Задачи первого этапа: знакомить с названиями инструментов, их звучанием, с традициями и обрядами русского народа, а также с народными играми с использованием инструментов. Для реализации задач первого этапа мы с ребятами рассматриваем русские народные инструменты, учимся правильно их держать, а также играем в музыкально-дидактические игры (например, «Игра в оркестр», «Ритмическое лото», «Сыграй как я» и другие).
На втором этапе я приступаю к обучению детей игре на русских народных инструментах. Освоение инструментов провожу с нарастанием уровня сложности. Задачи второго этапа: учить правильному обращению с инструментами, способам звукоизвлечения, усвоению ритмических компонентов. На данном этапе использую весь комплекс фольклора: сказки «Теремок», «Репка» и «Три медведя», где для каждого сказочного персонажа свой ритмический рисунок.
Песни облегчают усвоение игровых приемов, так как детям близка и доступна элементарная музыка. Для обучения я использую такие русские народные песни как «Ах вы сени», «Во саду ли в огороде», «Как у наших у ворот» и другие.
Танцы и танцевальные движения углубляют изучение ритмических отношений, делают их красочнее, образнее, заполняют собой паузы в исполнении: пружинки, повороты, ковырялочка, приставные шаги.
Игры при изучении инструментального фольклора повышают интерес к занятию, снимают усталость: «Золотые ворота», «Тень-тень», «Две тетери» и другие.
Практика показывает, что наибольшие трудности у детей вызывает игра на ложках. Партия ложкаря, также как и умение держать две ложки в одной руке, даются детям нелегко. При этом ложки являются наиболее любимыми музыкальными инструментами у дошкольников.
Обучение игре на ложках начинаем с самых простых приёмов. Особенно хорошо дети запоминают те приёмы, которые придумали сами. Названия приёмов помогают ребятам ориентироваться в исполнении произведения. Усвоив их, мы приступаем к знакомству с песней, которую предстоит учить. Потом подбираем приёмы игры на ложках для каждого куплета и для припева.
На третьем этапе работы идет закрепление полученных навыков и умений, приобретение навыков оркестрового исполнения, развитие творческих способностей. С накоплением знаний, навыков, приемов игры на музыкальных инструментах у детей появляется желание музицировать самостоятельно.
Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям, помогает выразить свои чувства, настроение. Работа в оркестре формирует коллектив, ребята учатся вместе переживать, радоваться успехам.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на музыкальных занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей, а также при проведении праздников и развлечений.
На наших традиционных праздниках и развлечениях, таких как осенний праздник урожая, Рождественские колядки, Масленица, Жаворонки ребята с удовольствием показывают, чему научились на музыкальных занятиях и искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению.
В результате проводимой мной работы дети знают названия русских народных инструментов, умеют правильно ими пользоваться, владеют игрой, могут подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, импровизируют несложные попевки.