Ольга Убина
Нравственно-патриотическое воспитание детей кадетской группы старшего дошкольного дошкольного возраста
В. А. Сухомлинский писал, что детство — это ежедневное изучение мира, по этой причине оно должно стать для детей периодом познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Дошкольное детство называют временем первоначальной социализации детей, период знакомства детей с культурными ценностями и традициями людей.
В содержании ФОП отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно в этот период своего становления дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Сущность понятия «патриотизм» охватывает спектр глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формировались уже в древности.
Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизирующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности готовности ее самоотверженному служению своему Отечеству.
Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы, один их них народные подвижные игры.
Для достижения положительных результатов в формировании личности через двигательную активность ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
- Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
- Создавать условия для проявления положительных эмоций.
В Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007г. отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходиться добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Игра –это также своеобразная школа для ребенка. В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Подвижная игра являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, дисциплины, товарищества. Подвижные игры развивают физические силы и мышление, приобщают к духовным и культурным ценностям. Они способствуют воспитанию честности, правдивости, дисциплины, товарищества.
Именно игра позволяет дошкольнику реализовать свои возможности. Преодолевая трудности в подвижных играх, ребенок развивается не только физически, но и нравственно. П. Ф. Каптерев подчеркивал, что подвижные игры являются эффективным средством нравственной закалки, формирования духовного потенциала.
Основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место [4]. Определяя игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни, он отмечал, что в игровой самостоятельной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. Он также указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. П. Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры, создавая новые упражнения, условия действия, то есть вводить варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более высокими требованиями, способствует сохранению интереса к игре.
Некоторые методические принципы проведения подвижных игр для дошкольников:
Принцип систематичности.
Подвижные игры нужно проводить регулярно, учитывая задачи для конкретной возрастной группы.
Принцип доступности.
Содержание игр должно соответствовать возрасту детей, их возможностям выполнять те или иные движения и соблюдать игровые правила.
Принцип учёта возрастного развития.
При выборе игр нужно учитывать уровень развития и физической подготовленности детей, их количество и интересы, состояние здоровья, условия проведения игры.
Принцип чередования нагрузки.
Одну и ту же игру повторяют без изменений 2–3 раза, затем в неё включают новые правила и движения, изменяют условия проведения.
Принцип наглядности.
Чтобы дети лучше усвоили игру, можно прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать им предметы и игрушки, которые встретятся в игре.
Принцип индивидуальности.
Обязательное условие успешного проведения подвижных игр — учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Принцип сознательности и активности.
При умелом руководстве педагога в подвижных играх успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.
Патриотическое воспитание на занятиях физкультуры проходит через народные подвижные игры. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально - положительная основа для развития патриотических чувств.
Народные игры можно классифицировать следующим образом:
• по видовому отражению национальной культуры ;
• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка», «У дедушки Трифона», «У медведя во бору»);
• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):
• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);
• с учётом возрастных особенностей;
• по способу проведения (с водящим, без водящего);
• с предметами, сюжетные;
• по физическим качествам ;
• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия);
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся неожиданными моментами, заманчивыми считалками, жеребьёвками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Горелки», «Уголки», «Гуси- лебеди», «Краски».
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.
Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:
1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;
2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;
3. Масленица игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,«Салки», «Водить козла»;
4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,
«Ласточки», «Огородник и воробей»;
5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;
6. Троица – игры «Венок», Водяной», «Горячее место»;
7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», Медом или сахаром»;
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анисимова Л. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л. А. Анисимова, О. Н. Борисова, Е. Н. Рамзаева // Грани познания. — 2019. — № 4 (63).
2. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.
3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
5. О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Кенеман А. В., Осокина Т. И. «Детские народные подвижные игры» — М. : 1995, — 224 с.
9. Лесгафт П. Ф. Избранные произведения. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. – В 2 т. – М., 1951, 1952.
10. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб., 2001.
11. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.