Наталья Попова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
«Фантазируй и мечтай - радость детям создавай». Это мой подход к работе, это мой девиз и моя жизненная позиция.
Уже много лет я работаю по теме: “Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста”
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Воспитание любви к Родине является важнейшей педагогической задачей. Нельзя быть патриотом не чувствуя своей связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки наши деды и отцы. Родина - одно из основных понятий, представление о котором следует давать детям с дошкольного возраста.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Учитывая,что нравственно- патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев воспитательной работы, по данной теме была поставлена
ЦЕЛЬ :
воспитание гржданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей.
И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый ряд ЗАДАЧ:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
. формирование бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности
. Я стараюсь постоянно совершенствовать свою педагогическую компетентность, осваиваю новые технологии, для того чтобы дать детям как можно больше знаний. В образовании инновационные технологии, признаны, прежде, всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
В своей практике активно применяю ИКТ - технология доступна к различным информационным источникам, помогающим в решении воспитательно - образовательных задач, в коррекционно - развивающей работе с детьми, работе с родителями, так же использую современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, проектная деятельность, игровые технологии, интерактивную доску.
Технология проблемного обучения - создание проблемных ситуаций и самостоятельная деятельность детей по их развитию.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Семья - Детский сад - Родной город - Страна, символика РФ.
По данной теме мною были разработаны планы в форме перспективного и тематического планирования, планы тематических дней, недель, которые способствуют эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.
Для решения задачи по воспитанию любви и привязанности к своей семье, своим близким, был оформлен фотоальбом «Моя семья». В нашем детском саду стало традицией проводить Всемирный праздник День Матери. К этому празднику был оформлен плакат "Мамочка ты тоже маленькой была " выставка рисунков "Вместе с мамой”. Во время пандемии делали онлайн-поздравления. Ежегодно проводим «День открытых дверей».
Так же проводилась работа по ознакомление детей с родным городом, его историей, его достопримечательностями. Для этого был оформлен фотоальбом «Рязань вчера и сегодня». Проводились конкурсы рисунков «Моя Родина», «Летний отдых», «Родной свой край, люби и знай», развлечение «Звон колоколов», на котором дети узнали о историческом прошлом г. Рязани, его традициях, «День города», виртуальная экскурсия «Моя Рязань».
В рамках празднования Дня Победы в ВОВ проводились беседы с детьми о Великой Отечественной войне: "Почему война называется ВОВ", "Дети и война", "История георгиевской ленточки". Встреча с ветеранами ВОВ и работниками тыла. Принимали участие в онлайн–конкурсе «Вдохновленные Победой», онлайн - марафоне «Красная гвоздика», во Всероссийском конкурсе чтецов «Сквозь года звенит Победа!»
Проводилась выставка и презентация детских рисунков "Война глазами детей". Также был проведен цикл занятий: "Пусть не будет войны никогда "Этот День Победы", "Дети войны" - к этому занятию воспитателями творческой группы был разучен танец "Дети войны”. Были проведены акции: "Мы – наследие героев", “Окна Победы”, "Парад Победителей" (Бессмертный полк, выставка детского творчества.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Мною была проведена большая работа по ознакомлению детей с государственной символикой России. Проводились беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, чтение художественной литературы. Формируя представления детей о государственных символах, подводила детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления.
Дети заинтересовались этой темой и стали задавать вопросы. Одного объяснения было не достаточно, чтобы понять такую сложную тему. Моя задача, как педагога, состояла в том, чтобы направить интерес моих воспитанников в нужное русло, предопределить выбор, оформить детские идеи. Так зародился проект "Загадки герба".
На этапе реализации проекта осуществлялась совместная деятельность педагога-ребенка - родителей. Дети познакомились с историей родного края, с возникновением гербов, с гербом Рязани. Были оформлены альбомы: "Гербы и флаги разных стран", "Историческая и современная Рязань"
Постепенно появилась идея придумать герб семьи и рассказать о нем. Родители откликнулись на мое предложение, потому что семья - это тоже маленькое государство, со своими принципами и законами. Презентация проекта проходила в форме интегрированного занятия "А мы живем в России" с оформлением выставки семейных гербов и рассказом детей о гербе своей семьи. Дети на занятии были активны, каждый ребенок был включен в работу, четко осознавали о чем рассказывают. Рассказ ребенка о гербе своей семьи был эмоционален и выразителен. Знания и опыт полученные детьми в результате реализации проекта, способствовали не только воспитанию патриотических чувств, но и росту познавательной творческой активности Важно не только, чтобы ребенок узнал и запомнил, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей страны, главное чтобы они соответствовали этим символам, стараясь быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину. После проведенной работы по патриотическому воспитанию, уровень знаний детей качественно вырос. Дети получили устойчивое представление о стране, о символике государства, им стали интересны традиции семьи. Дети отчетливо понимают и объясняют, что такое Родина, "малая родина". Интересуются историей своего города, страны. У детей появился интерес к истории не только в детском саду, но и вне детского сада. Знают символы России и своего края, четко представляют для чего они нужны. Представленный мной опыт работы – это первая ступенька к воспитанию любви к Родине.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится в тесном контакте с родителями. С их участием проводятся выставки поделок и рисунков, благоустройство участка и группы, проведение соревнований и праздников. Контакт с родителями детей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.