Ольга Андриянова
Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка
Современная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
Публикация «Новые формы работы по развитию связной речи и мышления дошкольников» размещена в разделах
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Поэтому я в своей работе стала использовать метод дидактического синквейна.
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Этот жанр в начале двадцатого века придумала поэтесса Аделаида Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Традиционный синквейн - форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке: в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести, в четвертой – из восьми, и в пятой – из двух. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
Ноябрьская ночь
Слушай.
робкий, тихий,
как призрака шаг, звук -
мёрзлый лист срывается прочь.
и вниз… (А. Крэпси)
Молчи.
Закрой глаза.
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова. (А. Тимакова)
Дидактический синквейн.
Сравнительно недавно педагоги начали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
В этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно.
Вот какие синквейны получились у ребят.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Автор синквейна обладает глубоким знанием темы, имеет по ней собственное мнение и высказывает его по определённым правилам.
Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Я использую дидактический синквейн в работе с дошкольниками, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-определение», «предложение». Дидактический синквейн составляем в конце изучения лексической темы или на заключительном этапе работы над рассказом, когда у детей уже имеется достаточный запас знаний и словарный запас по данной теме.
Прежде чем перейти к непосредственному составлению синквейна, подбираем много слов: определений, действий, составляем предложения по теме, ищем слова-ассоциации. Такая подготовительная работа занимает немного времени, зато позволяет любому ребенку, даже самому слабому, составить свой синквейн, как из деталей конструктора.
Давайте и мы с вами, уважаемые коллеги, подберем побольше слов, чтобы в дальнейшем составить свой синквейн, например, на тему ЛЮБОВЬ. Итак, любовь, какая она? Ведь это очень объемное, разноплановое понятие. Предлагайте свои варианты. первая ранняя несчастная неразделенная нежная страстная бескорыстная жестокая всепоглощающая
А что с нами делает любовь! Назовите слова-действия! … волнует / сводит с ума / толкает на подвиги / радует / разочаровывает / вдохновляет / заставляет трепетать и мечтать /
Мы знаем много афоризмов и крылатых фраз о любви, вспомните их или создайте свои. Любви все возрасты покорны / любовь – не картошка, не выкинешь в окошко / любовь зла… / гони ее хоть в дверь, она влетит в окно / в любви как на войне все средства хороши /
Наконец, подберите ассоциации к этому понятию! Чувство / счастье / семья / страдание /
А теперь попытаемся создать свой синквейн! Может, Вы попробуете!
Любовь.
Первая, нежная.
Волнует, вдохновляет, будоражит.
Сердце трепещет, и кровь кипит.
Чувство.
Любовь матери.
Всепоглощающая, безусловная.
Поддерживает, направляет, освещает путь.
Только мать примет тебя любого.
Забота.
Как видите, не так просто составить свой синквейн. Нужно сосредоточиться и подумать.
Послушайте детские синквейны на разные не менее волнительные темы! ВИДЕО
Мы работаем с синквейном по-разному.
Можно предложить всем детям одну тему на всех, например, МАМА, НОВЫЙ ГОД, ВЕСНА.
Можно предложить детям выбрать свою тему синквейна в рамках изучаемого материала, например, один из видов спорта, одно из животных, одна из профессий.
Можно предложить детям составить небольшой рассказ по готовому синквейну, используя слова и выражения из него. Вот пример рассказа по готовому синквейну:
Заяц.
Белый, пушистый.
Прячется, боится, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Особой любовью детей пользуется задание – восстановить деформированный синквейн, отгадать первую строчку, т. е. тему синквейна. Попробуйте и вы, уважаемые гости, выполнить такое задание.
1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)
2. мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – подвиг! (ветераны)
3. Весёлая, разноцветная. - Появляется, радует, играет. – Висит на небе после дождя – радость, красота. (радуга)
4. Быстрый, меткий. – ведет шайбу клюшкой, обходит противника, забивает гол. – В хоккей играют настоящие мужчины! – Азарт.
Кажущаяся простота этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для его воспитанников.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками :
Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное
Кукла.
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Машина.
Быстрая, мощная.
Едет, обгоняет, тормозит.
Я люблю кататься.
Транспорт.
Дождь.
Мокрый, холодный.
Капает, стучит, льется.
Я не люблю дождь.
Вода.
Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь (Конфуций). Поэтому применение технологии критического мышления, в которую входит метод дидактического синквейна, дает хороший результат, позволяя ребенку стать активным участником занятия.