Ольга Арефьева
Коми народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
- Добрый день! Сегодня я расскажу вам в какиекоми народные игры мы играем с детьми и об их значении в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям коми народа.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную и двигательную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к коми народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: ткачества, охоты, рыбалки.
Публикация «Коми народные игры» размещена в разделах
Коми подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Национальные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. В играх так или иначе отражались национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Старинные Коми национальные игры в основном связаны с бытовыми темами: охота, рыбалка, земледелие, в них развивалось физическое качество человека: ловкость, смелость, настойчивость.
Любой народ в течение многовековой своей истории отобрал для воспитания и развития подрастающего поколения такие игры, в которых отразились весь опыт и повседневная трудовая жизнь. Этот опыт – непосредственный вклад в развитие народной культуры.
Сейчас я представлю игровое оборудование иигры, которые мы применяем в своей работе.
Игра «Забрось аркан на оленя» («К р кутал м»). Для организации этой игры необходим данный атрибут- вот такие рога, они изготовлены из фанеры, также потребуется канат (аркан).
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5м от оленьих рогов. В руках у ребенка аркан. Каждый ребенок старается заарканить (поймать) оленя. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей (больше раз попал). Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.
Данная игра упражняет детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывает организованность, развивает глазомер, силу и ловкость.
«Рыбалка» («Чери кый м») –при организации данной игры используем вот такие атрибуты (фото) – это удочки, рыбки, материал. К удочкам и рыбкам прикреплены магниты.
Описание: на поверхность ткани выкладываются рыбки. Игроку выдается удочка. Дети по очереди "ловят" рыбок. Выигрывает тот, кто больше поймает рыбок.
Данная игра - отличный тренажер для развития ловкости и координации, ребенок развивает кисть, ладонь и пальцы, активно совершенствуя хваткость и проворность, расширяются представления о народных промыслах коми народа (рыбалке).
«Метание топора»(«Чер шыблал м») - Для организации этой игры необходимы – топорики (фото, они изготовлены из фанеры.
Описание: Дети выстраиваются в ряд, у каждогов руках топорики. По сигналу они бросают топорик или в цель, или на дальность. И выигрывает тот, кто дальше, закинет топор или кто попал в цель (в зависимости от цели). Чтоб определить победителя, узнать, кто закинул дальше всех, т. к. топорики одинаковые, на них нарисован коми орнамент.
«Шишкобол» («Кольяс н шыблась м») –для данной игры используем вот такой атрибут – ёлку (фото, изготовленную из фанеры. И еще потребуются шишки.
Описание: игрок берет шишку и нужно с расстояния попасть шишкой в отверстия, сделанные на елочке.
Данная игра развивает меткость, координацию движения, глазомер, укрепляют мышцы рук и туловища.
Также играем и в такие игры, как «Гын сапог», «Пышкай», в хороводные игры «Семен дядь», «Мунам-гуляйтам» «Ошкобабо», «Перетягивание палки», «На охоту» (зимой охотники ходили на охоту на лыжах).
Данные коми подвижные игры можно включать в образовательную деятельность по физической культуре, в музыкальные и физкультурные развлечения, как физкультминутки, проводить игры на прогулке, так и в самостоятельной деятельности.
Обучение традиционным коми народным играм современных детей не теряет своей актуальности. Игра с самого детства сопровождает человека. В жизни ребенка игра занимает большое место. Благодаря знакомству с коми народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
- И сейчас мы хотим пригласить вас немножко поиграть в коми народные игры.