Двойченко Елена Борисовна
Новогодние игры и забавы
Новогодние игры и забавы
Я много лет работаю в детском саду и знаю, что всегда есть затруднения с играми при составлении сценариев. Многие игры забываются, много встречается новых, не знакомых, главное, чтобы они были интересными и весёлыми. Предлагаю подборку игр для детских новогодних утренников и веселых зимних уличных забав.
Подборка игр к новогодним праздникам
1. Игра «Новогодний паровоз»
Публикация «Новогодние игры и забавы» размещена в разделах
Чух-чух, чух-чух, паровозик новогодний - 2 раза
Он бежит, качается, охает, старается:
Ох,ш-ш-ш-ш, таки-таки-таки - 4 раза.
Игра повторяется 4-5 раз с ускорением. Дети катаются вокруг елки, Дед Мороз впереди.
2. Игра «Новогодний ветерок»
Для проведения этого конкурса нужен столик и два стула. Посередине стола проведена линия из скотча. Дети становятся по обе стороны стола. На середину стола кладется ватный или бумажный объемный снежок. Задание – передуть снежок на сторону соперника. (Проводится 2-3 раза)
3. Игра «Домик» (на музыку песни «Каравай»)
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Дед Мороз за кругом ходит в противоположную сторону. Все поют: «Вокруг дома похожу и в окошко погляжу. Подойду да постучу. Кто живёт, узнать хочу». Дед Мороз останавливается за спиной одного ребёнка, стучит посохом об пол или рукой по спине играющего: «Тук-тук-тук. Кто там? Я – Мороз, а ты кто?» Герой сказки называет себя. «Раз, два, три, беги». Дед Мороз и ребенок бегут в противоположные стороны за кругом, кто первый прибежит, тот становится в круг. Дед Мороз не успевает, становится опять водящим. Игра повторяется. Так все узнают, какие герои на карнавале присутствуют.
4. Игра «Снежки»
Гостям заранее раздают по 2-3 снежка. Дед Мороз добавляет ещё несколько штук из своего мешка. По команде Деда Мороза гости выбрасывают снежки в зал. Дети играют с Дедом Морозом, затем собирают снежки в корзину или обратно в мешок. Дед Мороз может предложить детям поиграть по-другому. Если заранее подготовлены музыкальные отрывки (вальс, полька, вальс, полька, вальм, полька). Дед Мороз объявляет: «Если полька заиграет, в руки мы берём снежки. Если музыка другая, надеваем мы коньки». Дети и Дед Мороз имитируют катание по кругу на коньках под вальс, под польку все бросаются снежками. Здесь необходим запаздывающий показ, чтобы дети сами догадались, какая музыка и какая игра.
5. Игра «Попади в цель»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
6. Игра «Не заморозь руки» Цель: Развивать ловкость, волю. Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.
Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.
7. Игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто
Кати по снегу свой снежок. катят перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
8. Игра «Замороженные»
Дети выбирают Деда Мороза со считалкой:
«Кто в шубе? Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты — Дед Мороз
После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!»
На ком считалка закончилась, тот «Дед Мороз», все дети разбегаются, а водящий их ловит, до кого он («Дед Мороз») дотронется, тот «заморожен», (садится на стульчик).
9. Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:
«Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!»
На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки.
10. Игра «Не будите медведя»
Цель:
-учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки;
-формировать волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах);
-способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка;
-способствовать тренировке артикуляционного аппарата.
Ход игры:
Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой
«Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь.»
Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах. По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.
11. Игра "Снег кружится"
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.
Ход игры:
Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица. Дуют, изображая, как дует ветер.
Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок.
Игра проводится 3—4 раза.
12. Игра "Дед Мороз"
Цель: привить умение выполнять характерные движения.
Ход игры:
«Я - Мороз Красный Нос, Дети прыгают навстречу ведущему, как зайчики.
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!» Ведущий пытается поймать ребят.
Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек.)
13. Игра "Два Мороза"
Цель:
-научить детей бегать врассыпную,
-развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
Ход игры:
Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения.
В середине братья Морозы:
"Мы — два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я — Мороз Красный Нос,
Я — Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?"
Дети:
"Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!"
Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.
14. Игра "Зимние забавы".
Цель: развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры : (Н. Нищева)
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! "Падают".
А потом снежки лепили, Сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. "Падают".
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
15. Игра «Белые медведи»
Цель игры : укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движения.
Перед началом игры дети под руководством воспитателя сносят снег с игровой площадки в одно место и строят снежную горку (высота этой горки и крутизна склона зависит от возраста играющих). Воспитатель объясняет, что дети на время игры стали «белыми медведями». Они поднимаются по склону на снежную горку на четвереньках, переваливаясь (подобно медведям) с бока на бок. Достигнув вершины, дети встают на ноги и сбегают вниз. Игра может проводиться без правил, а воспитатель оценивает качество подъема и спуска «белых медведей».
Вариант игры : подъем на горку и спуск может проводиться с учетом скорости.
16. Игра «Снежинки и ветер»
Цель игры : развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки.» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки.» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
Вариант игры : каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.
17. Игра «Не упади на льду.»
Цель игры : обучение передвижению по гладкой поверхности льда, развитие ловкости и координаций движений.
На игровой площадке воспитатель выбирает уже готовую очищенную от льда небольшую гладкую ледяную поверхность. Воспитатель предлагает детям:
1. Пройти по гладкой поверхности ледяной дорожки 1—1,5 м скользящим шагом, не отрывая подошвы от поверхности, и постараться не упасть.
2. Ребенок после разбега (2—3 шага) старается проскользить немного на подошве по ледяной дорожке.
Во время выполнения упражнений воспитатель обязательно должен страховать детей от падения.
18. Игра «Снежная карусель»
Цель: развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры : взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов — бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
19. Игра «Зима пришла!»
Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.
Ход игры : дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
20. Игра «Берегись, заморожу!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры : все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
21. Игра «Найди Снегурочку!»
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: кукла «Снегурочка»
Ход игры : взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
22. Игра «Мороз-красный нос»
Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.
Ход игры : на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит:
«Я Мороз-Красный нос!
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?»
Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.
23. Игра «Снайперы»
Цель: формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.
Оборудование: снежный вал, яркая игрушка.
Ход игры : на верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.
24. Игра «Раз, два, три— лови!»
Цель: развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.
Оборудование: снежный вал или сугроб.
Ход игры : дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал.
Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три — лови!» После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им отходят в сторону. «Ловишка» не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. После 3—4 перебежек выбирают нового «ловишку».
25. Игра «По снежному мостику»
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Оборудование: снежный вал.
Ход игры : ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
26. Игра «Снежиночки-пушиночки»
Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры : играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
«Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!»
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
27. Игра «Дети и зайчик»
Дети стоят в кругу. В середине круга сидит один ребенок – «зайчик». Воспитатель говорит:
«Зайчишка беленький,
Зайчишка серенький,
Выйди с ними погулять,
Будем весело прыгать:
Прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг.»
На последние слова все дети и зайчик, стоя на месте, прыгают на двух ногах
На слова воспитателя:
«Зайчик, тихо попрыгай
И кого хочешь выбирай!»
Ребенок – зайчик прыгает к любому участнику игры, который стоит с остальными ребятами в кругу, и они меняются местами. Затем игра повторяется.
28. Игра «Елочки бывают»
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!
Ведущий играет, стараясь запутать детей.
29. Игра «Волшебный коврик»
Дед Мороз предлагает детям потанцевать на своём волшебно-музыкальном коврике. («Кто на него встанет, того он танцевать заставит»). Первый танцует Дед Мороз, затем все дети по - очереди сменяют друг друга, движения придумывают сами. (Музыку следует подобрать весёлую, заводную)
30. Игра «Новогодние перевертыши»
Дед Мороз говорит фразы, а дети должны хором ответить «да» или «нет» независимо от рифмы.
Вы, друзья, пришли сюда, чтоб повеселиться?
Мне раскройте-ка секрет: ждали Дедушку вы?
Вас морозы, холода напугать сумеют?
Вы у ёлки иногда танцевать готовы?
Праздник — это ерунда, поскучаем лучше?
Дед Мороз принёс конфет, кушать будете их?
Со Снегуркой вы всегда поиграть готовы?
Растолкаем без труда всех вокруг? Конечно.
Никогда не тает Дед! В это верите вы?
Спеть у ёлочки куплет в хороводе нужно?
31. Игра-танец «Ай, да Бабушка Яга» (музыкальная, исп. на мелодию «Долговязый журавель», автор Т. Нагибина)
1. Ай, да бабушка Яга, танцевальная нога, Дети ведут хоровод
По кружочку пройди, танец зайцев заводи (2 раза) Б. Яга- противоходом
На проигрыш все танцуют.
2. Ай, да бабушка Яга, танцевальная нога,
По кружочку пройди, танец рыбок заводи! (2 раза)
На проигрыш все танцуют.
3. Ай, да бабушка Яга, танцевальная нога,
По кружочку пройди, танец мишек заводи! (2 раза)
На проигрыш все танцуют.
4. Ай, да бабушка Яга, танцевальная нога,
По кружочку пройди, танец пчёлок заводи! (2 раза)
На проигрыш все танцуют.
5. Ай, да бабушка Яга, танцевальная нога,
По кружочку пройди, танец уток заводи! (2 раза)
На проигрыш все танцуют.
32. Игра «Снег, лед, кутерьма, здравствуй Зимушка-Зима!» (автор игры Чугайкина Арина)
1 часть.
Снег, лёд, кутерьма!
Здравствуй, зимушка – зима! Дети говорят слова, ходят хороводом.
Снег, лёд, кутерьма!
Здравствуй, зимушка – зима! Дед Мороз в это время стучит посохом. После окончания музыки хоровод останавливается.
2 часть.
Дед Мороз говорит:
«Парами вставайте, коленками, ладошками, носиками, пятками и т. д. примерзайте!»
Затем Дед Мороз ходит между детьми, пытается разъединить и приговаривает: "Ух ты, как примерзли хорошо, никак не могу разделить!" далее игра повторяется заново, дети могут примерзать различными частями тела. Для игры можно использовать любую полечку.
33. Игра «Валенки»
Играют двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку быстрее и наденет валенки.
34. Игра «Волшебное зеркало»
Дед Мороз выходит за двери. В это время кто-либо из детей смотрится в зеркало Деда Мороза. Дети зовут Деда Мороза. Глянув в зеркало, Дед Мороз указывает на того ребёнка, который гляделся в зеркало.
Подсказка: воспитатель (ведущий) становится на мгновение, за спиной того ребёнка, который смотрелся в зеркальце.
35. Игра «Угадай-ка»
1. Дети:
«Добрый дедушка Мороз,
Посмотри-ка ты на нас,
Догадайся, Дед Мороз,
Что мы делаем сейчас?»
(«играют» на скрипке)
Дед Мороз:
«Бороду чешете!»
Дети:
«Нет, мы на скрипке играем!»
2. Дети:
«Добрый дедушка Мороз,
Посмотри-ка ты на нас,
Догадайся, Дед Мороз,
Что мы делаем сейчас?»
(«играют» на дудочке)
Дед Мороз:
«Молоко пьете.»
Дети:
«Нет, мы на дудочке играем!»
3. Дети:
«Добрый дедушка Мороз,
Посмотри-ка ты на нас,
Догадайся, Дед Мороз,
Что мы делаем сейчас?»
(«играют» на пианино)
Дед Мороз:
«Крупу перебираете.»
Дети:
«Нет, мы на пианино играем!»
Ведущий: «Дед Мороз, ничего ты не угадал, пляши и весели нас.»
Дед Мороз пляшет.
36. Игра «Ленивые танцы»
Дед Мороз:
1. Сегодня день такой хороший,
будем хлопать все в ладоши.
(хлопки)
2. Нам сегодня не до скуки,
Пусть танцуют только… руки
(моталочка)
3. В новом году чтобы вы не
скучали,
Потанцуем мы…плечами.
(плечи)
4. И чтоб не было невзгод,
Потанцует пусть… живот
5. В прошлом году все оставьте
тревоги,
сейчас танцуют только …ноги
6. И давайте всем народом,
Дружно крикнем: «С новым годом!» (кричат)
37. Игра «Отгадай сказочных героев»
1. Дыму, дыму-то кругом!
Кто бежит с большим ведром,
Кто с ушатом…Вот кошмар!
В доме у кого пожар?
Погорел чей хвост немножко?
Погорелец- тетя (Кошка)
2. Дядя Федор, на крыльцо!
Вот Вам, Федор, письмецо.
Вам прислала это мама,
А от папы – телеграмма.
Кто сказал так на крылечке?
Почтальон, известно… (Печкин)
3. Муха самовар купила.
Блошек в гости пригласила.
Разбежались гости эти,
Когда муху бросил в сети
Злой, противный старичок.
Звать злодея (Паучок)
4. У отца был мальчик странный,
Необычный- деревянный,
На земле и под водой
Искал ключик золотой.
Его девочка Мальвина
Называла (Буратино)
5. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор… (Айболит)
38. Игра «Заморожу»
Дети:
«Расскажи нам, Дедушка, где ты был? Дети идут по кругу
Расскажи, Мороз, ты куда ходил?»
Дед Мороз:
«Я к ребятам в гости приходил, Идет противоходом
И подарки детям приносил.
(во время паузы говорит)
А вчера я был у Антошки –
Заморозил ему ножки!» «морозит» ноги
Дети:
«Расскажи нам, Дедушка, где ты был?
Расскажи, Мороз, ты куда ходил?»
Дед Мороз:
Я к ребятам в гости приходил
И подарки детям приносил.
(во время паузы говорит)
А вчера я был у Ильюшки –
Заморозил ему ушки!» «морозит» ушки
Дети:
«Расскажи нам, Дедушка, где ты был?
Расскажи, Мороз, ты куда ходил?»
Дед Мороз:
Я к ребятам в гости приходил
И подарки детям приносил.
(во время паузы говорит)
А вчера я был у Леночки –
Заморозил ей коленочки!» «морозит» коленки
Дети:
«Расскажи нам, Дедушка, где ты был?
Расскажи, Мороз, ты куда ходил?»
Дед Мороз:
Я к ребятам в гости приходил
И подарки детям приносил.
(во время паузы говорит)
А вчера я был у Аллочки –
С ней играл я в догонялочки! догоняет детей
Дети разбегаются. Дед Мороз их ловит.