Наталья Башминова
Нормы развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Родители всегда с огромным нетерпением ждут, когда их малыш скажет своё первое в жизни слово. Это очень важно, т. к. речь один из главных показателей психического развития ребёнка. Но когда первое слово малыш произнес, многие родители не знают,что же дальше? На этот вопрос можно ответить, используя возрастные нормы речевого развития детей. Сравнив, речь своего малыша с этими нормами, можно четко составить алгоритм дальнейшей работы по развитию речи малыша.
Публикация «Нормы развития речи детей» размещена в разделах
1,5-2 года - малыш говорит приблизительно 50-70 слов, чаще это - существительные: названия предметов, любимых игрушек, предметов ближайшего окружения; имена, которые наиболее часто употребляют взрослые, окружающие ребенка; наречия чаще это "здесь" и "сейчас"; прилагательные такие как "большой" и "маленький". Иногда дети этого возраста употребляют глаголы и личные местоимения, но это крайне редко.
Второй жизни год. В этом возрасте ребенок начинает достаточно четко произносить такие гласные звуки : [а],[у],[о],[и]. Гласные же звуки как [э], [ы] ребёнок может заменять созвучием [йэ]. Многие согласные звуки дети этого возраста могут заменять более простыми звуками, которые доступны, искажают произношение или совсем их не произносят. В речи чаще встречаются мягкие согласные [т'], [д'], [с'], [з'].Так же в этом возрасте дети упрощают произношение слов, например: «моко» или «ко» вместо молоко. В этом возрасте у ребёнка должны появляться простые предложения, просьбы: «Мама дай, пить. Хочу кашу. Зайка, сиди тут!»
К третьему году жизни малыш начинает задавать огромное количество вопросов и сам охотно отвечает на вопросы. С большой радостью запоминает небольшие стихи, песенки, считалки, потешки. В этом возрасте
ребёнок, как правило, уже правильно произносит гласные и согласные звуки. ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]). В три года ребёнок говорит уже развернутыми предложениями.
К четвертому году жизни ребё нок начинает правильно произносить свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], при этом использует в своей речи сложноподчиненные предложения: «Я люблю кушать яблоки, потому что они сладкие.» Охотно рассказывает о том, что видел по телевизору, на прогулке, о том, что ему недавно читали.
К пятому году жизни малыш уже правильно произносит шипящие звуки:
[ш], [ж]. Ребёнок в этом возрасте может рассказать о том, что видит на картинке, при этом почти не допускает грамматических ошибок в речи. Он так же начинает высказываться более пространственно, прослеживается определённая логика в рассказе. Часто в рассказах появляются фантазии, придуманные эпизоды, которых не было в действительности.
В шесть лет ребенок, развивающийся в норме, уже не допускает ошибок в произношении звуков родного языка, так же не допускает и грамматических ошибок в своей речи. Самым ярким показателем развития речи в этом возрасте является активное освоение построения разных типов текстов. Идет освоение формы монолога. Речь ребенка становится контекстной и независящей от представленной ситуации наглядно. От развития связанной речи ребенка напрямую зависит совершенствование грамматического строя речи.