Мария Гончарова
Конспект НОД по знакомству с русской народной сказкой «Снегурочка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД: «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»»
Цель: познакомить с новым произведением русского народного творчества «Снегурочка»
Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве содержания и художественной формы;
Развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний;
Публикация «Конспект НОД по знакомству с русской народной сказкой „Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивать умение излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей;
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: Шуршунчик, ширма, книги - сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация сказки «Снегурочка», экран, аудиозапись песни «Кабы не было зимы…», 2 стакана, снег, лейка с водой, поднос, 2 блюдца, пластиковые пакеты, кусочки льда, варежка.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент. (Вводный этап)
Звучит музыка «Кабы не было зимы…».
Воспитатель: Ребята, сейчас какое время года? (зима)
- А что было бы, если бы не было зимы? (не было бы снега.)
- Правильно, ребята. Если бы не было зимы, не было бы снега, Нового года, и мы не смогли бы построить снежные постройки, не смогли бы кататься на санках и коньках, не играли бы в снежки, не прыгали бы в сугробы, не знали бы сказок о зиме.
2. Основной этап
Воспитатель:Ребята, сегодня в этот морозный зимний день к нам пришел необычный гость. Кто это, вы его узнали? Это хранитель книг в библиотеке Шуршунчик.
Шуршунчик: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю нам отправиться в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. А вы любите сказки? Сказки в нашей жизни возникли давно, когда еще не было письменности. Их не записывали, а передавали «из уст в уста». Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные истории. Сегодня мы поговорим о зимних сказках. Я их много знаю, потому что я хранитель книг. Давайте проверим, какие зимние сказки знаете вы. Для этого я вам буду загадывать загадки.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. «По щучьему веленью»
Шла морозная зима.
В проруби у озера
Серый хвост лиса-кума
Волку отморозила. «Волк и лиса»
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок. «Заюшкина избушка»
Шуршунчик: Молодцы! Все загадки отгадали. Я к вам пришел не с пустыми руками, принес я одну историю, которая случилась в одной деревне зимой. Вы ее послушайте и потом скажите сказка ли это? (воспитатель берет у Шуршунчика книгу)
Воспитатель: Спасибо. Вы догадались о ком эта история? Давайте присядем послушаем и посмотрим историю о Снегурочке? (воспитатель читает детям сказку с просмотром презентации)
Воспитатель: Понравилась вам история, которую вы услышали? Как вы думаете, история о Снегурочке – это сказка? Почему? (в сказке происходят волшебные превращения, которых в жизни не бывает).
Воспитатель: Шуршунчик, а давай узнаем, запомнили ли дети содержание сказки?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Почему?
Шуршунчик: Вот как об этом говорится в сказке «… А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек»
Воспитатель: Вот интересно, правильно ли рассуждает Снегурочка: «Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек».
Шуршунчик: Вероятно, Снегурочка забыла, что она из снега слеплена?
А будет ли полезен ей дождь?
Воспитатель: Как же нам узнать ответ на этот вопрос, Шуршунчик? Может быть провести опыт со снегом?
Содержание опыта. Воспитатель вместе с детьми наполняет два стакана снегом. В один стакан со снегом добавляют воду, а в другой – нет. Воспитатель предлагает понаблюдать, в каком стакане снег тает быстрее.
Вывод (делают дети). Для Снегурочки опасен дождик, так как под ним она тает быстрее.
Воспитатель: А как же спастись Снегурочке от дождя?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
Воспитатель: Вам нравится, как заканчивается сказка? (нет, сказка заканчивается грустно)
Шуршунчик: А мне очень жалко старика со старухой. Им теперь будет трудно без своей дочки.
Воспитатель: А в чем будут заключаться трудности стариков? (ответы детей)
Воспитатель: А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла? А как?
Шуршунчик: Я знаю, как можно спасти Снегурочку от таяния летом. Снегурочка должна надеть шубу, шапку, шарф и валенки.
Воспитатель: Шуршунчик, ты уверен?
Шуршунчик: Да. Я же хранитель книг в библиотеке, и в одной очень умной книге я узнал о таком эксперименте. Предлагаю и нам провести его здесь и сейчас.
Содержание опыта. Воспитатель вместе с детьми кусочки льда помещают в пластиковые пакеты (чтобы тающая вода не замочила варежку). Один из них заворачивают в варежку, другой оставляют лежать на открытом воздухе (это будет контрольный экземпляр).
Воспитатель: А пока мы ждём, давайте немного развлечемся и слепим Снегурочку.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
Шуршунчик: Проверим, что там с кусочками льда произошло.
Воспитатель просит детей самих описать результат опыта.
Дети: Первая сосулька заметно подтаяла (незакрытая, а вторая (в варежке) таять и не начинала.
Шуршунчик: Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Воспитатель: Объясняется все просто. Варежка перестала пропускать к кусочку льда комнатное тепло. И от этого льду в варежке стало холодно, вот лед и не растаял.
Шуршунчик: Зачем же человек в мороз надевает шубу?
Дети пытаются сами сформулировать ответ. Если затрудняются, то помогает воспитатель: "Чтобы не замерзнуть. Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет»
Воспитатель: Теперь давайте подумаем, если Снегурочка наденет шубу, шапку, шарф и валенки и выйдет в летний солнечный день гулять с подружками, растает она или нет?
3. Итог занятия.
Воспитатель: Спасибо тебе, Шуршунчик, за такую интересную сказку. Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А что было для вас трудным? Давайте попрощаемся с Шуршунчиком. Ты приходи к нам не забывай. Мы ждм от тебя новых интересных книг.
Шуршунчик: Я с вами не прощаюсь. Жду Вас к себе в гости в библиотеку. До встречи.
Воспитатель: На следующем занятии мы попробуем придумать продолжение сказки, и может она получится не такой грустной, и у сказки будет счастливый конец.