валентина шапошникова
Конспект занятия-путешествия «В гости к А. С. Пушкину»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №1»
Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста «Лествица: ступеньки к красоте души»
Номинация: Лучшая разработка НОД по духовно- нравственному воспитанию
НОД занятия –путешествия :«В гости к А. С. Пушкину»
Подготовила: воспитатель Шапошникова В. Ю.
р. п. Ардатов - 2021 г.
Пояснительная записка.
Цель:развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина
Публикация «Конспект занятия-путешествия „В гости к А, С, Пушкину“» размещена в разделах
Задачи: Познакомить детей с понятиями «Болдинская осень», рассказать о музее А. С. Пушкина в Болдино.
Воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну.
Рассказать о сказках, написанных А. С. Пушкиным.
Продолжать учить выразительно рассказывать отрывки из сказок.
Формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме.
Актуальность
Речь - важнейший элемент жизни человека в обществе, недостаточное развитие речи дошкольника-это трудности в общении, одиночество, нарушение социальных связей. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.
Роль художественной литературы имеет большое значение не только на развитие речи дошкольника, но и на умственное и эстетическое развитие ребенка.
В наше время процесс развития речи своего ребенка родители пускают на самотек, считая, что учить правильно и красиво излагать свои мысли, развивать образную речь ребенка нет необходимости, этому он со временем научится сам. Дома ребенок больше времени проводит у телевизора или с телефоном, но не с книжкой в руках. Народные традиции уже забываются, поэтому особое внимание должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к художественной литературе.
И помочь в этом могут конечно же сказки, и именно сказки А. С. Пушкина.
В них отображены чудеса, волшебство, мечта человека о счастье. Сказки радуют ребенка, дают возможность порассуждать о добре и зле, о плохом и хорошем. Сказки написаны в стихах, легко читаются, понятны детям с маладшего возраста
Данное занятие разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой», где развитие речи, выступает как средство общения и культуры;
обогащение активного словаря;
знакомство с книжной культурой, детской литературой;
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;
восприятие художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Образовательный процесс в современном образовательном учреждении постоянно совершенствуется, и это требует от воспитателя искать более прогрессивные формы образования детей. Использование мультимедийного экрана, презентации о Болдино и А. С. Пушкине привлекает внимание детей, развивает познавательный интерес к творчеству Пушкина
занятие проводится с детьми 5-6 лет в форме виртуальной экскурсии.
Проведение в детском саду занятий по ознакомлению с историческими местами нашей страны, выдающимися людьми духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре
Предполагаемый результат:
После занятия дети больше узнают о жизни Пушкина в Болдине, заинтересуются его творчеством, вспомнят сказки, стихи А. С. Пушкина, повысят уровнь нравственно-эстетической культуры, активизируется у детей потребность к чтению и обогатится словарь, разовьется связная речь, дети узнают много нового, получат более глубокие знания о культуре, быте и традициях русского народа, расширят кругозор.
В процессе проведения занятия использовались методы
1. Чтение воспитателя по книге и наизусть
2. Рассказывание воспитателя.
3. Заучивание отрывков из стихотворений и сказок наизусть.
4. Объяснение незнакомых слов
5. Методика использования иллюстраци
6. Вопросы к детям по содержанию произведений;
7. Наглядный показ слайдов.
В занятии используются : иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка «О рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», мультимедийный экран, ноутбук, сказочный сундучок, блюдце и яблоко
Мотивация детей на предстоящую деятельность -познавательная.
Организация детской деятельности фронтальная.
Предварительная работа
Чтение сказок А. С. Пушкина.
Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.
Прослушивание аудио версий сказок А. С. Пушкина.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.
Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.
Организация выставки детского творчества на тему сказок А. С. Пушкина.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята, если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим удивительный, чудесный мир, мир предметов, мир звуков, мир природы, этот мир разноцветный, прекрасный, чудесный и волшебный. Творцом и создателем этого мира является и человек, и природа.
Посмотрите, у меня в руках сундучок, это сказочный сундучок (открывает его и достает яблоко и блюдце, а в нем яблоко и блюдце, наверное, они тоже сказочные. В сказках, нужно прокатить яблоко по блюдцу, давайте так и сделаем:(прокатывает по блюдцу, на экране появляются слайды презентации с пейзажем Большого Болдина)
Ой, а на этой картинке ничего сказочного! На ней березовая аллея осенью. Ничего и необычного. Но посмотрите внимательнее на эту картину и послушайте стихи. (Слайд №2)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ощутить красоту осенней природы нам помогают художники, которые рисуют эти картины и поэты, которые пишут стихи о природе.
Благодаря этим красивым стихам об осени, очей очарованье, в багрец и золото, одетые леса, мы не только видим красоту осенней природы, но и чувствуем ее всей душой, понимаем ее красоту умом, сердцем.
Удивительно, но оказывается эта аллея имеет отношение к сказкам. По этой аллее в Болдино, много, много, много лет назад прогуливался великий русский поэт сказочник Александр Сергеевич Пушкин. А село Болдино находится в нашей Нижегородской области. Я предлагаю и вам отправится в Большое Болдино, место, где жил Пушкин, где написал он много своих произведений. Эти произведения знает весь мир, ими гордится наша Родина, и мы тоже имеем право гордиться тем, что совсем близко от нас находится село, где жил великий поэт Алексадр Сергеевич Пушкин. Но прежде, чем продолжить наше путешествие, я хочу немного рассказать вам о Александре Сергеевиче Пушкине. (Слайд №3)Он родился в Москве двести двадцать лет тому назад. Он тоже был маленьким. Детские годы Пушкина - это особая страничка в его жизни.
В доме Пушкиных жили две женщины, которые дали Александру материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал - это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки. Александр был молчалив, и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки Марии Алексеевны и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня его баловали и были ему ближе отца и матери.
Когда Пушкин был маленьким, он часто прятался в бабушкину корзину.
Только мама соберётся вывести его на прогулку, а сынка- уже нет. Сынок пробирался в бабушкину комнату и сидел, затаившись, в большой корзине для рукоделий. Мама его вытаскивала, одевала и выводила на улицу. А на улице она заставляла его бегать, прыгать. Прикрикивала –а ну-ка меня догоняй! Но маленький Пушкин усаживался на землю и не желал подниматься, так как не любил шумных игр, и уж больно он неуклюжий и толстый был. И родителей такое поведение сына сильно огорчало.
К родителям Пушкина часто приходили гости, это были писатели и поэты, и Пушкин, спрятавшись за большое кресло, вслушивался в каждое их слово – ему было очень интересны эти разговоры. Мальчуган Александр внимательно слушал чтение стихов и не сводил глаз с тех, кто читал. После ухода гостей Пушкин лежал в постели, ещё долго вспоминал взрослые разговоры, шутки, а также стихи, которые читали гости. И складывал собственные строки. Эти строки волновали душу, он их повторял раз за разом, и ему так хотелось немедленно записать их на бумагу. Только писать он не умел, и Пушкин часто мечтал о том, чтобы скорей пришли учителя и научили его писать. Все в семье говорили по-французски, читали французские книги. Русская речь слышалась только среди крепостных. Однако, в отличие от многих дворянских детей, Пушкин уже с детских лет был тесно связан с русской народной жизнью и рано услышал меткую народную речь.
Александр Сергеевич Пушкин приехал в родовое имение Болдино осенью и из-за эпидемии он остался в этой усадьбе на всю осень. Остался и написал очень много прекрасных произведений, стихотворений и сказок. Поэтому этот период творчества Пушкина и называется Болдинская осень. Итак, отправляемся в Большое Болдино в усадьбу Пушкиных. Здесь расположен музей-заповедник Болдино, который был создан в 1949 году к 150-летию со дня рождения поэта.
В Большом Болдине сохранилась усадьба, так раньше говорили, с домом, где жил и творил А. С. Пушкин, со старинным парком, прудами, деревянным резным мостиком. В доме находится основная экспозиция музея, сохранившая обстановку комнат пушкинских времен. Все вещи, документы и рукописи в музее настоящие. Давайте же откроем калитку и пройдем по тропинке к главному зданию музейного комплекса (Слайд №4)
К приезду Пушкина дом стоял пустой. Обстановка в доме была очень скромная. Для Пушкина приготовили две комнаты, вот в них он и жил (Слайд №5)
Только самые необходимые вещи были там, два стола и диван, и стулья, и секретер, за которым работал поэт. Роль небольшого кабинета играла комната вот эта. Поэт здесь спал. Стихи писал! А поутру чаек пивал. Когда-то вот на этом стуле кумир задумчиво сидел,
А за окном деревья гнулись и ветер тихо песню пел. (Слайд №6)
На потолке висела стеклянная люстра, здесь мы видим полки с книгами, стол на котором стояли папка для бумаг и бюст античного героя. Ребята, вы имеете возможность посмотреть на знаменитые вещи, к которым прикасался сам Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд №7)
Пушкин зарисовал обстановку комнаты, а музейные работники воссоздали этот интерьер в точности. Это те самые зарисовки, черновики произведений Пушкина, которые знает весь мир. (Слайд №8)
В поместье кроме барского дома были и другие постройки: контора,
где приказчик вел все дела, собирал подать, решал просьбы крестьян, управлял всем имением. Как только собиралась приличная сумма, приказчик отправлялся в Петербург и отдавал ее своему барину (Слайд №9)
Людская, конюшенная и баня. (Слайд №10)
Прекрасен парк болдинской усадьбы, в котором сохранились пруды с земляными плотинами, дорожки, великолепные деревья, старый яблоневый сад.
(Слайд№11)
Через пруд проложен мостик, по которому гулял Пушкин. (Слайд№12)
В парке еще живы деревья — современники поэта: двухсотлетняя ива и несколько дубов. А под этим деревом Александр Сергеевич очень часто отдыхал и именно образ этого дерева описан в стихотворении «У лукоморья дуб зеленый» .(Слайд №13)
У входа в парк расположилась скульптура отдыхающего на скамейке А. С. Пушкина. Здесь же располагается беседка «Мечтаний», на ее скамеечках Пушкин отдыхал, слушал шелест листвы, пение птиц, любовался природой и сочинял свои великолепные произведения. (Слайд №14)
Трижды А. С. Пушкин приезжал в Болдино. Каждый раз его заставали здесь осень и предзимье – пора, когда обычно он переживал особое вдохновение. Тишина, красота осенней природы деревенская жизнь все это помогло написать Пушкину много красивых и великих стихотворений, рассказов и конечно сказок. В музее усадьбы несколько залов и домиков, в них оформлена великолепная экспозиция В первом зале на стенах портреты отца и матери поэта, брата Льва Александровича, его бабушки и портрет Арины Родионовны.
Подлинный бюст поэта, созданный современником, знающим его, считается самым правдоподобным изображением Пушкина
В музее есть и подлинник портрета Пушкина написанный художником Кипренским. Про который сам Пушкин написал : «Себя как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит (Слайд №15)
И конечно же иллюстрации к сказкам Пушкина. Это скульптуры сказочных героев, объемные картины (в комплексе – ткань, природный материал, мишура, краски, ракушки, украшения, бижутерия, бусинки, герои выполнены отдельно, куклами, картины на батике. Их создавали дети и художница из Нижнего Новгорода. Тихими долгими вечерами любимая няня садилась возле кровати маленького Саши и рассказывала ему интересные, увлекательные сказанья, легенды и преданья. А маленький Пушкин слушал и запоминал. А когда вырос и стал писателем, написал чудесные сказки, в основу которых легли как раз нянины сюжеты. А вы попробуйте догадаться, к каким сказкам создана эта красота (Слайд №16)
Я предлагаю вам встать и провести физкультурную паузу на тему знакомого вам стихотворения.
У Лукоморья дуб зелёный; дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: делают движения руками крест на крест
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом; идут друг за другом по кругу
Идёт направо - песнь заводит, движения руками вправо, влево
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей; идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей; повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина очень итересны, они развивают воображение и сообразительность, речь, воспитывают лучшие морально-нравственные качества
А теперь давайте послушаем отрывки из сказок А. С. Пушкина.
- Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Вот что чудом – то зовут!
«Сказка о царе Салтане» -Коль кругом все будет мирно,
Там сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит, и встрепенется,
И в то место обернется.
«Сказка о Золотом Петушке» Ветер, ветер! Ты могуч
Ты гоняешьстаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе
Не боишься никого
Кроме бога одного
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.
«Сказка о спящей царевне»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травою морскою,
Он в третий раз закинул невод
Пришел невод с одною рыбкой
С не простою рыбкой золотою
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Чему учат сказки Пушкина, и чем полезны детям? Есть такая пословица: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», интересная и увлекательная сказка научит сочувствию, ответственности за свои поступки, благодаря сказкам мы понимаем, что такое зло и добро, что любое зло будет наказано. В каждой сказке можно увидеть к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Давайте подробнее поговорим о сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». Это сказка о муже и жене, о том, что муж с женой не должны так к друг другу относиться. Муж поставлен в семье главой, он должен думать о благоденствии семьи, сдерживает сварливость и гордыню жены. В сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.
Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как не жадный. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько загордиться старухе, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта. Люди, все семьи стараются жить так, чтобы не остаться у разбитого корыта в старости, стараются правильно воспитывать своих детей, трудиться и не быть гордыми и завистливыми. Образы, созданные поэтом в сказках, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Очень легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Сказочная поэма "Руслан и Людмила" погружает нас в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. В этой сказке смелость, благородство и добро побеждает над лживостью, трусостью, предательством.
В с казке о царе Салтане, мы обращаем внимание на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
"Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" созвучна со многими другими сказками мировой литературы, но только в стихах.
"Сказка о золотом петушке" учит держать свое слово и помогает понять, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Для сказок А. С. Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи-крестьянки – в царицу; лебедя-в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху…
Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и жадность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу добра над волшебными чарами.
Благодаря поэзии и прозе Пушкина родился русский литературный язык, а язык есть объединяющая сила народа. В стихах Пушкина, рассказах русская природа, русская душа, русский характер
И любуясь картинами родной природы, когда приходит золотая осень, мы мысленно повторяем:
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса…
Снежным зимним утром мы вспоминаем строчки о нашей русской зиме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит.
Очень просто и понятно, Между прочим, считается, что именно он начал писать стихи и другие произведения простым и понятным русским языком.
Волшебство пушкинских строк не проходит даже со временем. Его знает весь мир, но он по-прежнему остаётся истинно нашим российским поэтом, слух о нём прошёл “по всей России великой”. Его стихи учат нас любить глубоко нашу Родину.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! -
Много, много людей повторяли эти слова, и они становились первой клятвой верности Родине, её бессмертной поэзии, умеющей поднять человека на вершину подвига.
Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели
Читать твои стихи, великий Пушкин,
Мы учимся и бережно, и нежно.
С поэзией твоей давно мы дружим,
Она для нас, как океан, безбрежна.
Стихи для всех веков и поколений
Ты подарил, мой Пушкин, безвозмездно.
Ты – чудо! Ты – поэт!
Ты – гений! Твоя поэзия – цветок прелестный!
Рефлексия занятия Ребята!
Понравилось вам наше сегодняшнее занятие?
Была ли вам интересна наша экскурсия?
Где мы побывали во время экскурсии, что увидели во время нашей экскурсии?
Чьи стихи и сказки мы сегодня вспомнили?
Назовите героев этих сказок.
Чему учат нас эти сказки?
На каком языке написаны сказки А. С. Пушкина.
Список рекомендуемой литературы
ЖЗЛ Маргарита Погорелова. Кто такой Пушкин? Феникс
Московское детство А. С. Пушкина. Альбом
Кто такой Пушкин?ЖЗЛ Маргарита Погорелова. Кто такой Пушкин? Феникс
Московское детство А. С. Пушкина. Альбом
А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература, М. ,1974г.
А. Самарцев. А. С. Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
И. Токмакова. Поговорим с тобой о А. С. Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
Г. Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
К. Степанов. Пушкин : истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
Н. И. Попова. Музей-квартира А. С. Пушкина. Лениздат, 1989г.
Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
Л. М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
Л. Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.
Интернет-ресурсы
https://www.boldinomuzey.ru/index.php
www.prib.ru/item/366455
WWW.canva.com/ru_ru/sozdat
www.pushkiniada.ru