Ирина Чупахина
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Сочиняем сказку «Новый год на лесной тропинке».
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Тема : «Сочиняем сказку «Новый год на лесной тропинке».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально- художественная, трудовая.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: „Сочиняем сказку „Новый год на лесной тропинке“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Новый Год в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Цели:
Образовательные:
Обучать детей придумывать сказку на заданную тему, передавая специфику сказочного жанра.
Закреплять знания детей о диких животных.
Обучать умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера.
Обучать умению составлять описательный рассказ по предложенной схеме.
Обогащать словарь детей словами синонимического ряда и прилагательными.
Развивающие :
Активизировать фантазию и речь детей.
Развивать внимание и мышление.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
воспитывать любовь к народному творчеству; к родной природе.
Предварительная работа: чтение сказок, беседы по сказкам, составление описательных рассказов по схемам, работа с родителями по сочинению сказок, изготовление «Книги сказок», ёлочных украшений в технике «квиллинг».
Содержание организованной деятельности детей:
1. Введение игрового момента.
Появляется Сказочница :
-Садитесь-ка, ребятки, удобнее и послушайте, что я вам сейчас расскажу.
-Диво-дивное, чудо-чудное!
Ох, велик же белый свет!
Если ехать-краю нет!
Люди разные живут,
Сказы разные ведут.
Кто-то беден, кто богат,
Кто-то участи не рад,
Кто-то счастлив, кто-то нет.
В чём же счастия секрет?
-Это присказка, а сказка будет впереди. Без присказки сказки, что без полозьев салазки.
Сказочница : - Ребята, а вы любите сказки? А за что вы любите сказки? А есть ли у вас любимые сказки? (Дети отвечают)
Сказочница : - Скажите, а кто сочиняет сказки?
Дети:- Народ или автор.
2. Игра-беседа «Путешествие по сказкам».
Сказочница : - Давайте и мы с вами сочиним сказку, а помогут нам её сочинять игры, шутки и прибаутки, рассказы и показы. Приготовьтесь сочинять сказку.
-С каких слов начинаются сказки? (Ответы детей)
Итак : «Жили-были дед и баба. Проснулся утром дед и потёр глаза.
-Покажите, как он потёр глаза? (дети показывают)
Сказочница : - Потянулся. Покажите, как он потянулся? (показ детей)
Сказочница : - Зевнул. Как зевнул дед? (показ детей)
Сказочница : - И говорит бабке. Что сказал дед бабке?
Дети: - Испеки мне, бабка, колобок.
Сказочница :- Замесила бабка тесто. Покажите, как бабка месила тесто (дети показывают)
Сказочница : -Посолила. (показ детей).
сказочница : -Сахаром посыпала. (показ детей).
Сказочница : -Маслом помазала (показ детей).
Сказочница :- Скатала колобок (показ детей) и в печь поставила. И вот наш колобок испёкся. А какой он?
Дети:- Вкусный, душистый, румяный, аппетитный, поджаристый.
Сказочница :- А затем бабка его на окошко студить положила, колобок полежал, полежал, взял да и покатился- с окна на лавку, на пол, по полу к двери, прыг через порог- да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше и оказался на лесной тропинке.
И вдруг, откуда не возьмись навстречу ему Зайчик (обыгрывается эпизод с Зайчиком)
-В каких сказках встречается Зайчик? Какой он в этих сказках?
Сказочница : - Какой ты сегодня красивый, но почему-то грустный. Мы тебя попробуем развеселить. Зайчик, ты хочешь, чтобы ребята сочинили про тебя новую сказку? (Зайчик отвечает)
Зайчик: - Совсем скоро наступит мой любимый праздник Новый год. Я решил пригласить на праздник друзей, но немного растерялся. Я отдал Сороке приглашения на Новый год для друзей, но кто их получил, не знаю.
3. Составление описательных рассказов по предложенной схеме.
Сказочница :- Давайте, ребята, поможем нашему Зайчику. Мы опишем зверят, а Зайка догадается, кто к нему придёт в гости на Новый год. (для подсказки раздаются пригласительные с изображением диких животных6 ёжика, белки, медведя, мышки, кабана, лося)
Сказочница раздаёт картинки с изображением животных, предлагая описать их по схеме, не называя само животное. При описании животного дети опираются на схему. (Дети описывают животное, а Зайчик отгадывает).
Сказочница :- А кто из зверей не пришёл на празднование Нового года к Зайчику? Почему?
Сказочница :- Ребята, давайте вспомним сказки, в которых встречается Волк и Лиса?
4. Сочиняем новую сказку.
Сказочница : - Вы,наверное, знаете, что Новый год и Рождество-это время чудес. И вот пришли к Зайчику на Новогодний праздник его друзья. Он накрыл новогодний стол и стал их угощать.
-Расскажите, чем угощал Зайчик гостей?
-Дети: -Медведя он угостил мёдом и малиной.
Белку угостил орехами, семечками и грибами.
Ежу он предложил грибы и яблоки.
Кабана он угостил желудями.
Лося угостил травой и корой.
Мышке он предложил пшеницы и овса.
Физкультминутка:
Сказочница :- Но какое празднование Нового года без шуток, музыки, хороводов, песен и танцев?
Дружно встанем в хоровод, веселись, лесной народ. (дети танцуют)
Сказочница : -Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. праздновали звери новый год до утра, а затем пошли домой.
-Расскажите, куда звери пошли спать?
Дети:- Медведь пошёл спать в берлогу.
Белка- в дупло.
Ёж зарылся в прошлогоднюю траву.
Мышка побежала в норку.
Кабан зарылся в опавшую листву.
Лось пошёл бродить между деревьями.
-А где же у самого Зайчика домик? (под кустиком, под ветками ёлки).
Сказочница : -Утром звери проснулись и рассказали своим деткам о том, как веселились на праздновании нового года в гостях у Зайчика.
-Медведь рассказал медвежатам. (И т. д.))дети называют детёнышей животных)
Сказочница :- Ещё долго звери будут вспоминать весёлый Новый год, ожидать других праздников на лесной тропинке.
-Вот мы с вами и сочинили сказку. Давайте придумаем название нашей сказке.
5. Рассказывание новой сказки.
-А теперь приготовьтесь её рассказывать. «Жил-был в чаще лесной Заяц.»(дети продолжают рассказывать сказку)
Сказочница : - А как заканчиваются сказки? А хорошо ли заканчивается наша сказка?
-Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!
6. Итоги:
-Сказочница :- Молодцы! Мы сегодня сочинили новую сказку. Как вы считаете, трудно или нет сочинять сказки?
-О чём ещё можно сочинить сказку? (дети рассказывают придуманные новые сказки)
И, в завершение предлагаю вам, ребята, записать наши сказки в «Книгу сказок»(показать обложку книги, которую дети сделали сами, а всем гостям подарим новогодние подарки.
-Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
И читать, и рисовать,
И любить, и сочинять,
Сказки вас отучат злиться,
А научат веселиться.
Всех вас сделают добрее,
Веселее и мудрее.