Архипенко.Р.М
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Кто как зимует»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Кто как зимует»
Образовательная область: «Познание»
Цель: Систематизировать знания детей о зиме, о том, как зимуют животные.
Программные задачи:
Образовательные: Расширять и углублять представления детей о природе, о животных, о том,как они проводят зиму.
Учить отгадывать загадки.
Развивающие: Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Кто как зимует“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление.
Воспитательные: Учить внимательно, слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.
Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
Интегрируемые образовательные области:
Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Словарная работа: стужа, хищница, окраска.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы.
Демонстрационный материал: иллюстрации, картина, запись музыки.
Раздаточный материал: шерстенные нитки, шаблоны зверей.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
- Ребята, посмотрите, какая красивая картина зимнего леса! (рассматривание картины) Снег покрыл всю землю, все растения покрыты снегом, под снегом им тепло, как под одеялом. Снег, снег и снег – царство снега. Белая волшебница зима постаралась, украсила весь лес серебром.
- А вы хотите отправиться на прогулку в зимний лес? А кого мы можем встретить в лесу? (животных) Как вы думаете, на чём можно отправиться на прогулку в заснеженный зимний лес, если там очень много снега? (на лыжах) Да, на лыжах, потому что в лесу большие сугробы. Надеваем лыжи, берём в руки палки, идём друг за другом по лыжне. (под музыку дети и воспитатель имитируют ходьбу на лыжах).
- Вот ребята, мы с вами и в лесу, снимаем лыжи, давайте расположимся с вами по удобнее и послушаем с вами красивую музыку о зиме. Эта пьеса Петра Ильича Чайковского, а называется она «Январь». Закроем глазки и помечтаем, представим, что мы в зимнем лесу, кого мы можем встретить, каких животных? (прослушивание фонограммы)
- Мы с вами послушали музыку. Понравилась ли вам? (ответы детей). Какая она? Да ребята, неторопливая, спокойная, волшебная. А кого вы представили в своих картинках, когда мечтали? (ответы детей)
- Ребята, а вы не замёрзли? (ответы детей). Сегодня тёплый день, а ведь в лесу бывает другая погода. Какая? (морозная, снежная, вьюжная). Да ребята. Снежная и морозная пришла на землю зима. Потонул в сугробах лес, спрятались под ними семена и плоды, ещё недоступнее стали корни растений. Нет ни зелёной травки, ни сочных листьев на деревьях. Не легко стало животным в поисках пищи.
- Дети, как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу зимы? (ответы детей).
- А что их спасает от зимней стужи? (ответы детей). Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние. А от хищников как звери спасаются? (ответы детей). Звери поменяли, окраску своей шубки и им легче будет спрятаться от врагов. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие звери меняют окраску своей шубки.
Мчится без оглядки
Лишь сверкают пятки
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается
Под кустом спасается
На зуб волку попадается. (заяц)
- Да, это заяц. Посмотрим его на картинке. (показ слайда). Какой он, белый, его совсем не заметно на белом снегу. Смотрите, чем он питается. (ответы детей). Правильно, он ест ветки и кору деревьев.
- Послушайте, пожалуйста, следующую загадку.
В лесу резвиться
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (белка)
- Да, это белка. Посмотрим, как выглядит белка, которая поменяла окраску своей шубки. Смотрите, она стала почти вся серая, только лапки, хвост и ушки остались рыжие. Она такой была летом. (показ слайда). Чем же питается белка? (ответы детей). Она питается своими запасами, которые запасла ещё летом и осенью. С удовольствием она ест и семена еловые шишки, которых в лесу зимой много.
- Ребята, а сейчас превратимся в зайчиков и поиграем.
Зайцы скачут скок – скок – скок
Да на беленький снежок
Приседают, слушают, не идёт ли волк?
Раз – подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться
Три- в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
- Поиграли, а теперь отгадаем ещё одну загадку, про животное, которое обитает в нашем лесу.
Рыжая хозяюшка из лесу пришла
Всех курей пересчитала
И с собой унесла. (лиса).
(показ слайда)
- А как же лиса, находит себе корм? Лиса хищница она не питается ветками деревьев, а питается в основном мышами. Ходит лиса по снегу и тщательно обнюхивает его. Ищет норки мышей под снегом, так мышами в основном всю зиму и кормится. – Ребята, а можем ли мы встретить зимой медведя и барсука? (ответы детей). Правильно не можем. Потому что они проводят всю зиму в спячке. (показ слайда).
Почему медведь и барсук накапливают жир к зиме? Потому что когда они спят, жизнь их сохраняется за счёт жира. Медвежьего корма в лесу нет. Но он не плохо устроился: завалился спать и не чего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. Но зверям зимой нередко трудно и голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. Давайте отдохнём от нашей беседы и поиграем ещё в одну игру.
Игра «Зверь, птица»
Дети идут по кругу и говорят:
- Мы по лугу шли колпачок нашли.
(в это время воспитатель надевает на одного из детей колпачок, который закрывает глаза, и даёт в руку палочку). Ребёнок в колпачке кружится, останавливается и указывает палочкой на ребёнка и произносит, н/р домашнее животное. Ребёнок на кого показали палочкой, называет домашнее животное и так далее с дикими животными и птицами. (после игры дети садятся на стульчики)
- Ребята, когда я шла на работу, мне встретился «лесовичок» и передал эту коробочку и просил, что бы вы ребята помогли лесным жителям, надеть тёплые шубки. Поможем? Посмотрите, силуэты каких животных тут есть? (ответы детей). К сожалению магазина, у нас нет, чтобы купить шубки. Я вам предлагаю открыть лесное ателье. Мы будем мастерить шубки из ниток. Смотрите, на столах у нас нитки разного цвета.
-Вспомним правила работы с ножницами (ответы детей).
- Выбрать цвет ниток соответствующий животному.
- Нарежем нитки на мелкие кусочки.
- Смажем клеем шаблон и посыпим нитками.
- Приступаем к работе (звучит музыка леса).
- Кто одел животное в шубку, заселяем его в лес,
- Какое животное у тебя?
- Куда поселим?
- Почему? (ответы детей).
- Ребята, посмотрите, какая картина леса получилась! Всё правильно сделали, всех расселили правильно. Вы молодцы!
Итог:
- О каких животных мы говорили?
- Как люди помогают зверям?
- Понравилось ли вам мастерить шубки для зверей?
А сейчас оденемся и пойдём на участок, кормить птиц.
-
_