Елена Щукина
НОД «Вода — чудо-вещество»
▼ Скачать
Ход занятия
1 ребё нок: У нас сегодня много гостей!
Все: Здравствуйте!
Музыкальная игра – приветствие.
В этот чудесный день, добрый день,
Дружно здороваться нам не лень!
Руку протягивай не зевай,
Улыбку весёлую посылай.
- Ребята, а вы хотите поучаствовать в научных экспериментах? Сегодня я приглашаю вас в лабораторию. Проходите пожалуйста.
В. : Ребята, посмотрите вокруг, как многообразен мир - нас окружают как живые, так и неживые существа и предметы. Какие неживые предметы вы можете назвать?
Д. : Стол, книга, камень, игрушки, карандаш, стекло.
В. : А живые?
Публикация «НОД „Вода — чудо-вещество“» размещена в разделах
Д. : Человек, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.
В. : Без чего не могут жить все живые существа?
Д. : Без пищи, без воздуха, без воды.
В. : Правильно, всем живым существам нужна вода, без нее не обойтись. Поиграем в игру "Хорошо - плохо". Вода - это хорошо. Почему?
Д. : Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
В. : Но вода - это плохо. Почему?
Д. : Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
Ребята, посмотрите какой необычный предмет, появился в нашей лаборатории. Раньше его здесь не было. Может кто-нибудь знает что это?
Дети. Это глобус.
Знакомство с новым материалом.
Беседа о глобусе
Воспитатель. А что такое глобус?
Дети. Это шар.
Воспитатель. Глобус – Это модель Земли. Посмотрите, какие цвета вы видите на глобусе?
Дети. Зеленый, коричневый, голубой.
Воспитатель. Коричневым, желтым и зеленым цветом раскрашена суша, а голубым цветом обозначены все реки, моря, океаны Земли.
Воспитатель. Чего больше на нашей планете воды или суши?
Дети. Воды.
Воспитатель. Вода - волшебное вещество необходимое всему живому для жизни. И сегодня мы будем ее исследовать, проводить опыты.
Опыты изучения состояния воды.
Опыт №1 «Вода - жидкая, может течь»
В. : У меня на столе разные баночки. Как узнать, в какой из них вода?
Д. : Нужно полить из банки: вода выльется, растечется.
В. : Давайте проверим. Отделяем часть жидкости, потом снова соединяем. Переливаем её из одной ёмкости в другую. Какая вода?
Д. : Вода жидкая.
В. : В ней живут маленькие человечки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом. Давайте попробуем изобразить таких человечков. Что получилось?
Д. : Человечки воды слабые, разливаются в разные стороны, получается лужица.
В. : Ребята, вы сказали, вода льется, растекается, переливается, но всегда ли то, что льется - это вода?
Д. : Это может быть молоко, чай, кофе, бульон, кисель, бензин, нефть, сок. Это тоже жидкости.
В. : Все правильно, и в этих веществах тоже живут равнодушные человечки.
Опыт №2 «Вода бесцветная»
В. : Скажите, как еще можно узнать воду?
Д. : По цвету определить.
В. : А какого цвета вода?
Д. : Она бесцветная, все предметы имеют цвет. Многие жидкие вещества имеют цвет. А еще вода прозрачная.
В. : Как это проверить?
Д. : Можно опустить в воду мелкие предметы: через воду их видно.
Опыт №3 «Вода не имеет запаха»
В. : А еще как можно определить, что в стакане находится вода?
Д. : Можно понюхать.
В. : Понюхайте! Что это?
Д. : Это одеколон!
В. : Поиграем в игру "Узнай по запаху". Попробуйте отгадать с закрытыми глазами.
Д. : Это одеколон, компот. А это вода, она не пахнет.
В. : Молодцы, отгадали! Скажите, можно ли нюхать незнакомую жидкость?
Д. : Нет, она может быть с вредным резким запахом.
Опыт №4 «Вода не имеет вкуса»
В. : А можно воду определить на вкус? Давайте поиграем, отгадайте, где вода?
Д. : Простая вода без вкуса.
Д. : А когда вода приобретает вкус?
Д. : Когда в нее что - нибудь добавили. Если соль - она соленая, если сахар - то сладкая, родниковая вода вкусная, потому что в ней минеральные соли.
В. : А можно ли пробовать на вкус незнакомую жидкость?
Д. : Нет, можно отравиться, она может быть ядовитой.
Опыт №5. «Вода бывает льдом»
Воспитатель. А в ладошках можно удержать воду?
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте проверим.
В ладошки ребятам из чашки падает льдинка.
Воспитатель. А что это у вас в ладошках?
Дети. Лёд.
Воспитатель. Что такое лед?
Дети. Лед – это замерзшая вода.
Воспитатель. Превратилась в лед вода, не стремится никуда.
Какой лед на ощупь?
Дети. Холодный, твердый.
Воспитатель. Правильно ребята, лед твердый, потому что в нем живут маленькие человечки, которые крепко держат друг друга за руки. Давайте попробуем стать такими же твердыми, как и лед. Положите лёд в чашки. Руки вытрите салфеткой. Дети кладут лёд, вытирают руки и берутся за руки. Вот какие вы крепкие. Вас тяжело разъединить.
Воспитатель. Где мы можем встретить лед?
Дети. Зимой на улице, на окошке, в холодильнике.
Воспитатель. Ребята, ой, посмотрите, что произошло со льдом?
Дети. Он начал таять, стал жидкостью.
Воспитатель. Почему, он стал таять?
Дети. Потому, что у нас в группе тепло, а в тепле лёд тает.
Воспитатель. Оказывается лед волшебный, он умеет превращаться. Когда маленьким человечкам становится жарко, они отодвигаются друг от друга и превращаются в воду. Давайте представим себя маленькими человечками жидкой воды. (Дети ставят руки на пояс).
Опыт № 6 «У воды нет формы»
Воспитатель. Как вы думаете, имеет ли вода форму? Может, она похожа на шар? Или куб? А может цилиндр? Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаю вам это выяснить. Возьмите предметы, которые стоят на столе, и заполните их водой. Теперь, ответьте на вопрос: какой формы вода?
Дети. Круглая, квадратная.
Воспитатель. Это вы мне называете форму сосуда, в который налита вода. А если ее вылить на стол, какую форму приобретает вода? Давайте проверим.
Воспитатель разливает на стол воду.
Дети. Получилось бесформенное пятно.
Воспитатель. Правильно ребята. Если вода просто разлита, она не имеет формы, но, вода принимает форму того предмета, который заполняет. Почему?
Дети. Потому что она жидкая, текучая.
Опыт №7 «Что такое пар?»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе?
Дети. Термос.
Воспитатель. Да это термос. Для чего мы используем термос?
Дети. Чтобы сохранить воду горячей.
Воспитатель. Сейчас я открою термос – открывает термос. Что выходит из него?
Дети. Пар.
Воспитатель. А, что такое пар мы сейчас проверим. Над паром помещаем зеркальце. Ребята, что на зеркале образовалось?
Дети. Капельки.
Воспитатель. Капельки, что это?
Дети. Вода.
Воспитатель. Оказывается, что пар – тоже вода. Пар состоит из человечков газа, которые очень подвижны, бегают в разные стороны, кто куда захочет. Давайте покажем, как это происходит, превращаемся в человечков газа.
Воспитатель. В природе тоже встречается испарение воды (фотографии). Это облака, туман.
Воспитатель. Мы выяснили, что вода может находиться в газообразном состоянии.
В. : Итак, по каким признакам мы обнаруживаем воду?
Д. : Вода бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы, легко переливается, принимает любую форму, потому что жидкая и в ней живут равнодушные человечки.
В. : А теперь попробуем составить загадки о воде.
Д. : Льется, но не молоко; прозрачная, но не стекло. Жидкая, но не молоко; прозрачная, но не воздух; льется, но не песня.
Физминутка.
Ребята, я предлагаю временно превратиться в маленькие капельки и поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Капельки из тучки упали на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало играть по одной. (Дети прыгают). Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. (Дети берутся за руки и начинают движение). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Дети бегут змейкой, взявшись за руки). Текла-текла река и попала в большой океан. (Дети берутся за руки и идут по кругу.) Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко выглянуло, тепло стало. (дети присели). Вспомнили капельки, что их ждет мама Тучка. Стали капельки легкими и полетели к тучке (Дети подняли руки вверх).
Решение проблемной ситуации.
Прилетает ворона.
Ворона. Я пролетала мимо детского сада и в окно увидела, что у вас есть вода, а мне так хочется пить.
Воспитатель. Уважаемая ворона, мы, конечно, напоим тебя водой. Ребята, нальём вороне воды в баночку (наливает в пол-литровую банку воду на 1/3, и предлагает вороне).
Ворона. Но как, же выпить воду, у меня клюв не достает до воды?
Воспитатель. Ребята, как мы можем помочь вороне?
Дети. Необходимо добавить воды или перелить в другую емкость.
Воспитатель. Но у нас нет больше воды, мы её всю использовали, и нет другой ёмкости. Попробуйте найти другой выход.
(Если дети не догадаются, предлагаем вспомнить историю Л. Толстого про умную галку).
Дети. Нужно в воду бросить камушки.
Воспитатель. Проверим? (Бросают камушки, ворона пьет)
Ворона. Спасибо, за то, что вы меня напоили. Ребята, как вы думаете, а где же птицы могут добыть воду зимой, когда все лужи и реки замёрзли, кругом снег и лёд.
Воспитатель. Действительно, как птицам можно напиться зимой?
Дети. Птица берет лед (снег) в клюв и ждет, когда он начнет таять.
Воспитатель. Вот видишь, ворона, какое удивительное вещество- вода, она бывает разной, может находиться в разных состояниях.
Ворона. А что такое состояние воды?
Закрепление материала.
Воспитатель. Ребята, расскажите вороне об исследованиях, которые мы сегодня проводили, и о тех состояниях воды, с которыми познакомились.
Дети. Вода бывает жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко друг друга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают.
В. Давайте вспомним, кому и для чего она нужна? (Д/и «Кому и для чего нужна вода?»)
Задание, будем выполнять 2 командами. (Дети подходят к столам, где находятся сюжетные картинки).
1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.
(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания, чтобы рыбу ловить, цветы чтоб росли, рыбам и т. д.)
Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.
2 команда – где может жить капелька воды?
(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т. д.)
Вывод: Вода – волшебница. Она бывает разной.
(садятся на стульчики)
Мы послушали о воде,
И она у нас везде!
1 ребё нок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
2 ребё нок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
3 ребё нок:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
4 ребё нок:
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
5 ребё нок:
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить. (4-5 мин.)
Ворона. Ой, спасибо ребята, напоили меня, рассказали о воде. Но мне пора улетать, чтобы рассказать своим подругам – воронам о волшебных свойствах воды.
Дети. До свидания ворона.
Воспитатель. Ребята, мы узнали о том, что вода умеет «превращаться», бывает очень разной, поэтому воду мы можем назвать волшебницей.
Вы сегодня столько узнали интересного, вы были такими активными, находчивыми, и за это я вам приготовила маленькие сувениры. Это медальки с изображением «маленьких человечков».