Светлана Окшина
НОД во второй младшей группе «Зачем нужны семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зачем нужны семена?»
Ведущий вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: познакомить детей с растением, определить его значимость в жизни человека, объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян, сорванный цветок семян не оставляет;
Задачи:
• дать представления о том, что растения живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет);
• повторить части растения (стебель – листья - цветок).
Публикация «НОД во второй младшей группе „Зачем нужны семена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Темочки
• Закрепить правила бережного отношения через непосредственное восприятие объекта природы. (концептуальное понятие – ответственность)
Ход:
В гости к детям приходит постоянный их друг – исследователь Макс и приносит детям семена.
Воспитатель: ребята, у нас с вами сейчас исследовательская деятельность. Давайте поздороваемся с Максиком и друг с другом.
Игра «Собрались все дети в круг» и этюд «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Я дарю свою улыбку Максу, Макс дарит свою улыбку Соне (и далее по кругу)
Вот мы с вами поздоровались и подарили друг другу свои улыбки.
Затем воспитатель приглашает детей присесть на подушки, которые заранее разложены полукругом.
Маленькое семечко
Спит в земле давно,
А настанет времечко,
И взойдет оно.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)
Посмотрите, что нам принес сегодня Макс (показ семян). Макс рассказывает, что ему подарил это его друг и сказал, что это красивое растение. Но что-то оно какое-то странное и совсем не похоже на растение! (ответы детей)
Ребята, а давайте рассмотрим семечки. Какого они цвета? (Черного, черно- белого, серого). Какие они на ощупь? (гладкие, твердые). А что находится внутри? (Зернышко). А покрыто оно скорлупой. Посмотрите, один кончик у них острый, а другой закругленный, попробуйте надавить на ладошку острым концом. Какие у вас ощущения? А сейчас давайте накроем ладошку, в которой лежат семечки другой ладошкой, потрем, и послушаем, какой звук они издают.
Кто может рассказать, зачем нужны семена? (Ответы детей).
А все ли семена одинаковые? (Проверим.) (Коллекция различных семян.)
Посмотрите, что еще принес вам Максик (открывает коробочку)
Дидактическая игра «Подбери семена»
Задание
Перед вами карточки плодов фруктов и овощей, они потеряли свои семена, возьмите каждый по одной карточке, посмотрите, какой у вас плод, а я положу вот здесь коллекцию семян, вы по карточкам, которые перед вами, должны найти семя к своему плоду (дети выполняют задание)
Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знакомы с плодами и их семенами. Единственная цель растения, т. е. его функция - продолжение вида, появление семян. Как только появились семена, растение выполнило свою функцию. Всё для семян! Это закон, растения.
А теперь давайте пройдем на стульчики (приглашаю детей)
(Педагог обращает внимание на доску) Так что же такое семя?
( Ответы детей: это из чего вырастает будущее растение; зачаток будущего растения.) рассматриваем фазы роста (можно вызвать одного-двух детей)
СЕМЯ - это из чего начинается растение, и чем заканчивается.
Воспитатель закрывает ладонью последнюю фазу развития растения – семена.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, если мы сорвем цветок на этой фазе, то что произойдет? (ответы детей) Верно, растение не сможет дать жизнь другому растению, потому что мы сорвали цветок, когда он цвел и не дали появиться семенам. А значит растение не выполнит свою главную функцию – продолжение вида, появление нового растения.
Как вы думаете растение живое или нет? (ответы детей)
Давайте вспомним признаки живого (вызвать одного-двух детей)
Растение дышит, питается, растет. Сейчас мы с вами станем зернышками.
Физминутка. Игра "Зернышко" (звучит музыка «Пробуждение»)
Представьте, что вы зернышки, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)
Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)
Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)
Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)
И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)
Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)
И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца.
Вам понравилось быть живым зернышком?
Трудовая деятельность детей.
Предлагаю вам отправиться на огород и посадить семена, которые принес Макс. Мы их посадим и будем растить и наблюдать, а потом пригласим Макса к нам в гости и покажем ему какое растение вырастет из семян.
А кто может сейчас сказать, какое растение вырастет из этих семян? (ответы детей)
Дети подходят к столу с подготовленным оборудованием.
Что мы сначала будем делать? (ответы детей) закрепляют алгоритм посадки.
С помощью деревянной палочки делают углубление в горшочке с землёй - «лунку», опускают семя и засыпают. Вытирают руки влажными салфетками.
Вот мы с вами посадили семена, давайте вспомним, что же нам нужно, чтобы семена дали начало новому растению (презентация)
– Ребята, вот мы с вами посадили семечки в землю, полили их. А что ещё нужно, чтобы оно росло (чтобы солнышко их пригрело и стало тепло).
– Давайте попросим об этом наше солнышко с помощью заклички:
Солнышко-ведрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зеленую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!
Молодцы, вы отлично потрудились. А теперь найдите свое имя, чтобы вы не перепутали, где растет ваше семечко и воткните палочку с именем в свой горшочек.
Дети ставят свои горшочки на окно. Мы с вами будем вести дневники наблюдения, где каждый день будем отмечать изменения, которые произошли или не произошли с вашим семечком.
Маша садит семечко.
Поливает семечко.
Тихо шепчет семечку.
«Ты расти, я жду…»
Искупалось семечко.
Пьет водичку семечко.
Тихо шепчет Машеньке:
«Я уже расту…»
Педагог приглашает детей на подушки.
Рефлексия. Ключ «ответственность». Дети передают ключ друг другу по кругу и рассказывают о своей ответственности перед растением (семечком, которое посадали). Самооценка по системе «Светофор»
Макс благодарит детей, прощается и уходит.