Зоя Пахомова
НОД «Весна пришла» по теме «Птицы весной»
▼ Скачать
Цель: Изучение и первичное закрепление нового материала по теме «Птицы весной».
Задачи:
1. Продолжать знакомить дошкольников с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи.
2. Формировать навыки работы с опорными символами.
3. Развивать наблюдательность, любознательность, зрительное и слуховое внимание и память.
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, любовь к природе, желание оберегать её.
Публикация «НОД „Весна пришла“ по теме „Птицы весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к произведениям о природе, целевые наблюдения на прогулке, беседа «Птицы в нашем селе», лепка «Птицы», проведение подвижных игр «Воробьи и вороны», «Совушка – сова», «Перелёт птиц», аппликация «Скворечник», проведение дидактических, словесных игр. Музыкальная деятельность: прослушивание классических произведений, разучивание песен, прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» и «Звуки леса».
Методы и приё мы: использование художественного слова, использование элементов опорных символов, дидактические игры, беседа по картинке «Птица на гнезде», психогимнастика «Птенец», Звукоподражание, использование ИКТ, использование фольклора, сюрпризный момент, песня «Апрель», рефлексия.
Оборудование и материалы: проектор, диск с мультфильмом, атрибуты к играм, модель для записи погоды, карточки для записи признаков птиц, карандаши, картина: «Птица на гнезде», иллюстрации, изображающие животных: лиса, волк, медведь, заяц и перелётных птиц.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
1) Чтение стихотворений детьми:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит, к нам пришла весна.
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет –
Значит, к нам пришла весна.
Первый весенний месяц – март
Март, март – солнцу рад!
В марте солнышко печёт,
В марте с крыш вода течёт.
И расцвёл подснежник в срок –
Первый мартовский цветок.
Второй весенний месяц – апрель.
Апрель, апрель – откроет дверь.
Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и весне.
С весёлой ласточкой ко мне.
Третий весенний месяц - май.
Май, май – сколько хочешь, гуляй!
В небе голубом весеннем
Грянул первый майский гром.
Солнце землю согревает,
Расцветает всё кругом.
Основная часть:
2) Использование элементов опорных символов.
Воспитатель предлагает подойти к окну и рассмотреть погоду за окном.
Пальчиковая игра «Подснежник».
К нам весна лишь заглянула Протягивают руки вперёд.
В снег ладошку окунула Опускают руки вниз вдоль туловища, поставив
ладони перпендикулярно корпусу.
И расцвёл там нежный Поднимают руки на уровень глаз, соединив пальцы в бутон.
Маленький подснежник. Медленно раздвинуть пальцы («цветок распускается»).
Далее проводится дидактическая игра «Нарисуй погоду».
Дети с помощью фломастеров и карточки модели рисуют погоду текущего дня: отмечают состояние солнца, облаков, ветра и осадков.
Солнце Облака Дождь Ветер
Кто первый выполнит задание, выступает в роли диктора телевидения по сводке погоды.
- Сегодня пасмурная погода. Идёт дождь. На улице сильный ветер. Солнце не светит. На небе много туч. И т. д.
3) Выразительное чтение стихотворения ребёнком (дети стоят в кругу).
Пришла весна.
Шумят леса, цветёт земля,
Поёт – звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна –
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов»!
М. А. Пожарова
Воспитатель: О каком времени года мы узнали из этих стихотворений? (о весне).
4) Игра малой подвижности «Приметы весны» (Дети образуют круг. В центре круга находится ведущий, у которого в руках мяч.)
Воспитатель:
К нам в город вёснушка пришла,
С собой подарки принесла.
Весны подарки открываем,
Весны приметы открываем.
Ведущий кидает мяч по очереди каждому ребёнку. Ребёнок кидает мяч обратно ведущему, одновременно называя любую примету весны. Ребёнок, который не может ответить, встаёт за круг (растаял снег; появились проталины; побежали ручьи; солнышко светит ярче; идёт тёплый дождь; прилетели грачи, скворцы; появилась мать-и-мачеха; начали петь птички; проснулся в берлоге медведь; появились первые бабочки, жуки, пчёлы; громко квакают лягушки; цветёт черёмуха; распустилась верба; на деревьях распускаются листочки; на ёлках появились молодые шишки и т. д.).
5) Беседа по картине «Птица на гнезде».
Дети подходят к доске.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку, что на ней нарисовано? (птичка сидит на веточке. Рядом гнездо. В гнезде лежат яички, и вылупился один птенец).
- Что такое гнездо? (это домик для птиц).
- Кто его смастерил? (птички).
- Из чего птички строят себе гнездо? (из веточек).
- Зачем птицам нужно гнездо? (они там живут, высиживают птенцов).
- Как вы думаете, чтобы птенцам было в гнезде уютно и мягко, что должно быть на дне гнезда? (на дне гнезда должны быть пушинки и пёрышки).
- Где птицы мастерят свои гнёзда? (на ветках деревьев).
- Где больше всего деревьев: в лесу или в городе? (в лесу больше деревьев, значит, в лесу больше гнёзд).
6) Дидактическая игра «Как зовут птенца?»
Выставляются несколько картинок с изображением перелётных птиц.
Воспитатель: Как называется птица? (Грач)
- Как зовут его птенца? (Грачонок)
Воспитатель далее показывает картинки птиц, а дети называют их птенцов).
- Как одним словом назвать этих птиц? (Перелётные).
7) Психогимнастика «Птенец».
Смотрите, птенец выпал из гнезда. Давайте его пожалеем, согреем своим дыханием, поделимся добротой и теплом своих сердец, покормим зёрнышками и отпустим летать. «Доброго пути!»
(Садятся за столы).
8) Дидактическая игра «Сравни и расскажи, чем отличаются?»
На доске висят картинки животных и птиц. Дети должны найти отличия и назвать их.
Воспитатель: Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост).
- Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных нет. У птиц - клюв, а у животных – пасть. У птиц две лапы, а у животных – четыре. У птиц тело покрыто пёрышками, а у животных – шерстью.
- Отличительные признаки птиц зарисуем на карточке: птицы – это…
Лапы Крылья Клюв Оперенья
9) Словесное подражание
Воспитатель: А ещё птицы умеют петь.
Воспитатель показывает иллюстрации птиц и говорит соответствующий текст, дети подражают пению птиц.
Поют журавли:
- Курлы,курлы.
Кукушки кукуют,
Встречаяя весну :
- Ку-ку, ку-ку!
Синичка поёт
В весенний день:
- Тень-тень, тень-тень!
Воробей по лужам прыг:
- Чик-чирик, чик-чирик!
Слышны трели соловья:
- Тир-ли-ля, тир-ли-ля!
Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в садах грачи.
- Кра, кра, кра.
10) Прослушивание птичьих трелей в записи.
Звучит песня зяблика. Входит ребёнок в костюме зяблика.
Зяблик:
- Самой раннею весною
Запоёт певец лесной
Это зяблик распевает
Про любимый край родной.
Зяблик первый узнаёт,
Что весна красна идёт.
Звучит песня грача. Входит ребёнок в костюме грача.
Грач:
- Всех перелётных птиц черней,
Чистит землю от червей,
Вдоль по пашне мчится вскачь,
А зовётся птица – грач.
Звучит песенка ласточки. Входит ребёнок в костюме ласточки.
Ласточка:
- Я за морем бывала
Весну добывала
Несу-несу весну-красну.
Воспитатель: Здравствуйте, птички. Мы рады, что вы к нам вернулись из тёплых краёв. Принесите нам весну-красну, пожалуйста! Дети птицы вылетают из зала.
11) Подвижная игра с речевым сопровождением «Собирайся, детвора!».
Собирайся, детвора!
Весна зовёт : «Гулять пора!» Хлопают в ладоши.
Будем по лесу гулять, Шагают на месте.
Свежим воздухом дышать. Останавливаются, поднимают руки
вверх – в стороны, делают вдох носом, опускают руки вниз, выдох ртом.
Вот сороки пролетели,
Им, сорокам, не до сна!
Трещат сороки-белобоки:
-Весна идёт! Идёт весна! Легко бегут по кругу на носочках,плавно взмахивая руками
вверх-вниз.
Будем петь и танцевать –
Весну-вёснушку встречать. Останавливаются, поднимают руки вверх. Затем выполняют поклон – наклоняются вниз, опускают руки вниз.
12) Закличка.
Дети произносят закличку:
- Приди, Весна-красна!
Приди, солнышко лучистое!
Принеси тепло, да водицу!
Будет травка зеленеть!
Будет птица песни петь!
Приди, весна, к нам с радостью!
Приди с великой милостью!
Прогони зиму суровую!
Приведи за собой лето тёплое! (садятся).
3. Заключительная часть.
Дети-птицы влетают в зал, у каждого ленточка, другой край у весны (ребёнок в костюме весны).
1) Сюрпризный момент.
Весна :
Здравствуйте, дети! Я Фея-весна,
С собой приношу я весёлые дни.
Солнышко, песни и радость несу.
Детский смех и тут и там,
Как я рада всем гостям.
Вижу вы мне тоже рады,
Детям лучше нет награды:
Звон капели, птичий гам,
Солнца лучик по утрам,
Первой травки пробужденье,
И подснежников цветенье!
Дети: Здравствуй, весна!
Воспитатель: Мы приготовили для тебя подарок: песню «Апрель».
2) Исполнение песни «Апрель».
Весна : Спасибо вам, мои друзья! А я хочу подарить вам мультфильм «Весенние мелодии» по музыке композитора П. И. Чайковского. А меня ждут ещё дела. Что ж, пришла пора прощанья. До свиданья, до свиданья! (Весна уходит).
3) Просмотр детьми мультфильма.
4) Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о каком времени мы сегодня разговаривали? Что вам понравилось? В какие игры играли?