Алина Размоскина
НОД в старшей группе «Улица полна неожиданностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице : учить детей видеть все то, что представляет угрозу для их жизни и здоровья. Формировать : умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,умение устанавливать причинно-следственные связи.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением улицы (проезжая часть, тротуар, пешеходного перехода (зебра со светофором, подземного перехода. Макет улицы, маленькие машинки и зверюшки.
Ход занятия:
На прошлом занятии мы начали путешествие по городу. Сегодня мы его продолжим.
Публикация «НОД в старшей группе „Улица полна неожиданностей“» размещена в разделах
1. -Вы любите играть в прятки? Один водит, остальные прячутся.
- А что говорит водящий, прежде чем открыть глаза, помните? Пора - не пора, я иду со двора.
Но так можно только в игре. А в жизни присказка будет другая: " Пора - не пора, не ходи со двора! Если ты играешь в салочки - не выбегай со двора, если катаешься на велосипеде. Тут и разговаривать нечего! А сколько во дворе интересного, только играй да играй! Песочницы, качели всякие! Но будь осторожен! Не подходи близко к качелям, если на них кто-то качается. Не раскачивайся очень сильно, держись покрепче!
Поиграли во дворе, пора и путешествие по городу продолжить. Выходим на улицу. Тут тебе не тихий, спокойный двор. Мчатся автомобили, подъезжают к остановкам автобусы, троллейбусы.
Недолго и растеряться.
Но если знаешь одно очень важное правило, то не растеряешься ни на какой самой оживленной улице. Вот оно: мостовая для машин, тротуар для пешеходов.
Мостовая.
- Откуда такое слово? На какое слово оно похоже? (Мост.)
Раньше улицы мостили, покрывали бревнами или досками.
- Как вы думаете, для чего?
Много времени прошло, а название сохранилось.
Итак, вернемся к правилу. Просто так правил не бывает. У каждого есть свой смысл.
-Для чего машинам широкие мостовые? (Они большие, ездят быстро.)
А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. И удобно; дома, магазины - вес рядом.
- Как вы думаете, зачем тротуар сделан выше мостовой?
- Мостовую еще называют «проезжая часть». Почему?
- А если мы не в городе? В деревне нет тротуаров. Как быть? Здесь наше правило звучит по-другому: дорога - для машин, обочина - для пешеходов. Обочина.
- Откуда такое слово? (Обочина - сбоку.)
Но рано или поздно все равно придется сойти с тротуара.
- Как вы думаете зачем? (Чтобы перейти улицу.)
- Как вы думаете, можно ли где попало переходить улицу? (Нет, только там, где это разрешено.)
- А как узнать это место? (По полоскам.)
- Зачем нужны полоски - «зебра»? (Чтобы пешеходы сразу
заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел издалека:
здесь может появиться пешеход.)
- Где еще можно переходить улицу? (По подземному переходу.)
Вот мы подошли к «зебре». «Зебра» выложена на полу. Можно ли
сразу переходить? Внимательно посмотри на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала смотри налево - машины едут оттуда. Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Посередине улицы остановись и посмотри направо. Теперь машины едут оттуда.
Бывают в городах улицы, по которым машины едут и едут. Можно стоять с утра до вечера. Но здесь помогает светофор. Загорелся красный - и машины остановились. Зеленый - для нас. Можно идти через дорогу.
Физкультминутка.
Светофор.
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет- проезда нет.
Желтый- будь готов к пути,
А зеленый свет- кати.
(Воспитатель показывает сначала красный, затем желтый и, наконец, зеленый круг (светофор, на красный свет дети сидят на корточках, на желтый- встают, на зеленый- бегут по кругу, на желтый- останавливаются.
Такие цвета у светофора выбрали неслучайно.
- Какого цвета пожарная машина, аварийная? Красного. Этот
цвет напоминает нам об опасности.
-А вы знаете, какие машины выкрашены в желтый цвет? Это те, которые работают прямо на дорогах - бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые жилеты. Водители издалека видят желтое, сбавляют скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора.
И вот, наконец, зеленый! Это спокойный, приятный цвет, цвет травы и листьев.
Представьте себе, что вы едете на автобусе. Вдруг он остановился, но водитель двери не открыл.
- Почему так может быть? (Автобус остановился у светофора.) У пешеходов есть еще помощники - дорожные знаки. Какие знаки Вы знаете? Рассмотрите и выберите, О чем они рассказывают?
Занятие проводится, используя «дорогу», нарисованную на листе ватмана или фанеры. На «дороге» есть разделительная полоса, «зебра». Есть также светофор и дорожные знаки.
Ребята, а теперь послушайте такую проблемную ситуацию, в которой оказались невнимательные пешеходы-звери, Например, медвежонок побежал на красный свет. Дети давайте с помощью разных машин разыграем альтернативное разрешение этой ситуации; Предлагаю машины наехали друг на друга, резко затормозив, кто-то наехал на медведя или он успел перебежать, но сбил с ног другого пешехода.
Вы еще пока маленькие, одни по улицам не ходите. Но, выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя: хорошо ли вы знаете правила. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у старших.
Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
У дороги, словно в сказке,
На столбе живет трехглазка.
Все мигает и мигает,
Ни на миг не засыпает.
(Светофор)
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге,
Где машины движутся,
Где сошлись пути
Помогает улицу
Людям перейти. (Светофор).