Татьяна Герасимова
НОД в средней группе «Развитие познавательной активности методом опробывания»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая.
Цели: учить сравнивать и описывать фрукты и овощи, отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Публикация «НОД в средней группе „Развитие познавательной активности методом опробывания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование: 1 целое яблоко в корзинке (накрыто салфеткой); 1 яблоко нарезано на кусочки и нанизано на шпажки, (на тарелке накрыто салфеткой); 1 целая морковь в корзинке (накрыта салфеткой) и 1 сваренная (нарезанные кусочки нанизаны на шпажки, накрыты салфеткой); 2-3 редиски (под салфеткой, кукла Антошка; нож.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:
А у меня-то что-то есть,
Это что-то можно съесть!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое!
Я нашла его в саду.
Захочу - еще найду.
Много-много притащу,
Папу с мамой угощу!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
- Ребята, как вы думаете, что же это такое? Отгадали? Точно яблоко?
Интригующе: Я вам скажу по секрету: здесь, под салфеткой, прячется отгадка. Попытайтесь узнать, что здесь спрятано, не снимая салфетки. Сможете?
Воспитатель вызывает одного ребенка. Он пытается под салфеткой наощупь определить фрукт. Темп речи воспитателя энергичный, на волне «открытие!», чтобы поддерживать интерес всех детей.
- Что нашли твои пальчики? А может, нет? Скажи, какое это? (при помощи наводящих жестов помогает ребенку описать предмет) Круглое? - Да. А еще какое? - Гладкое. Большое или не очень? – Большое. А если нажать? - Твердое. А цвета какого? – Не знаю. Почему? – Не видно.
Что же делать? – Посмотреть. Давай посмотрим. – Зеленое. А вкус какой? – Сладкий. Как узнал? – Яблоки сладкие. Это те другие яблоки сладкие, а это может кислое?
Так какое оно? – Не знаю. Давайте понюхаем. (По кругу передают яблоко, нюхают).
Что носик сказал? – Ароматное, душистое. Хорошо, ну а вкус-то какой, носик сказал? – Нет. Что делать? – Надо попробовать.
Так вот оно что! Что ж, давайте пробовать.
Дети поочередно подходят и аккуратно пробуют нарезанное на кусочки яблоко на шпажках, а шпажки кладут обратно.
Что сказали язычок и зубки? - Сладкое, сочное, хрустящее.
- Вот какое оно, яблоко! Гладкое, круглое, большое, твердое – нам сказали пальчики. Что нам сказали глазки? – Зеленое. А язычок и зубки? – Сладкое, сочное, хрустящее. А носик сказал, что оно ароматное и душистое.
А у меня еще есть кое-что. Хотите угадать, что?
Дети соглашаются, приглашаю одного из них.
Попытайся угадать, что под салфеткой, но нам не говори, а расскажи, какое это. Мы тоже постараемся угадать.
Ребенок наощупь обследует предмет. Воспитатель, как и в первом случае, жестами и вопросами помогает ребенку, поддерживает живой темп работы, на волне «открытие!».
Что говорят твои пальчики. Какое это? – продолговатое.
А еще? Погладь. – Шероховатое, твердое; с одной стороны толще, а с другой тоньше.
Давай понюхаем, может, по запаху узнаем? – Не пахнет. Жаль, вот если бы соленый огурчик был или апельсин, мы бы унюхали, а так – нет.
А цвета какого? – Не видно. Что же делать? А ты догадался? – Нет. Надо посмотреть. Что ж, давайте глазки спросим. Достаю морковь, дети её называют.
Теперь мы точно знаем, что это морковь! Что нам глазки сказали? – Оранжевая.
А на вкус она какая? – Сладкая, сочная, хрустящая, твердая. Где растет? – В земле, это корнеплод.
Тут «прерывает» беседу Антошка (кукла). – Мягкая!
Воспитатель, обращаясь к кукле, недоуменно:
Да что ты, Антошка! Мы все знаем, что морковь твердая.
– А я говорю, морковь мягкая, – задиристо заявляет Антошка. – Вы пробовали?
– Вот, у нас – твердая.
– А моя мягкая.
– Что же делать? Как проверить? – Попробовать.
- Давай, Антошка, мы попробуем твою морковку.
Дети поочередно подходят и аккуратно пробуют кусочки, а шпажки кладут обратно. Убеждаемся в мягкости моркови.
- Ничего не понимаю. Антошка, почему у тебя морковка мягкая? Что, выросла такой? Антошка, где ты такую мягкую морковку вырастил? На какой грядке?
Некоторые дети могут догадаться, что морковь сварили.
Ах, сварили! Значит, она какая стала? – Вареная. А была? – Сырая.
Кто сварил? – Повар. Зачем сварил? – Чтобы суп или салат сделать.
А какие еще овощи можно варить? – Картофель, лук, свеклу.
А из фруктов тоже суп? – Нет, компот.
Спасибо тебе, Антошка, что помог нам разобраться, что овощи можно варить. Из них можно делать разные блюда. А из фруктов можно делать компоты, пироги, варенье…
- Да, и я вам принес вишню, что бы вы сварили компот, – перебивает Антошка и предлагает редиску.
- Антошка, так это же не вишня! Это же редиска! – Говорю, вишня!
Ребята, давайте расскажем Антошке про вишню. Она какая? – маленькая, круглая, мягкая, красная.
- Так и эта маленькая, круглая, красная, - не унимается Антошка, - а мягкая – не мягкая, вы пробовали? Нет!
- Ребята, где растет вишня? – На дереве, это фрукт. А редис? – В земле, это корнеплод.
- А я говорю – вишня.
- А еще, что у вишни есть? – Косточка есть внутри.
Далее выслушиваются еще несколько ответов.
- Антошка, давай проверим, что же это.
Разрезаем редиску и видим, что косточки нет, а плод твердый.
Делаем вывод, что это редис.
- Что ж ребята, мы с Антошкой говорим вам спасибо. Сегодня вы нам помогли разобраться, какие бывают овощи и фрукты и что с ними можно делать. Все вы очень хорошо отвечали. Молодцы!