Александра Федотова
НОД в средней группе Конструирование Тема: «Как лоскутки стали узелковыми куклами»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе Конструирование Тема
Задачи
Приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Вызывать интерес к конструированию тряпичных кукол узелковым способом. Раскрыть символику узла. Формировать трудовые действия: сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, координацию «глаз- рука», пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию рукотворных игрушек.
Публикация «НОД в средней группе Конструирование Тема: „Как лоскутки стали узелковыми куклами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Материалы и оборудование
Для практической работы у каждого ребенка и воспитателя: квадратный лоскут очень тонкой одноцветной ткани или марли (на лоскутках сделаны метки); пучок шерсти для бороды куклы – дедушки; треугольный лоскуток для косынки куклы – бабушки.
Демонстрационный материал: иллюстрация с пошаговым выполнением куклы; лоскутные куклы «бабушка» и «дедушка» выполненные воспитателем или родителями.
Содержание НОД
Перед началом работы воспитатель рассказывает детям «историю русских текстильных кукол: Кукла – это образ человека, в котором взрослые и дети могут «узнать» себя. Как и человек, кукла может быть дружелюбной и высокомерной, веселой и грустной. С давних времен изготовление игрушек было делом семейным. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры всегда находили время, чтобы порадовать младших членов семьи. Они мастерили игрушки из разных материалов – вырезали из дерева, лепили из глины, плели из соломы, вязали из ниток. Но, пожалуй, самыми любимыми у всех поколений были куклы, сделанные из лоскутков ткани. Тряпичных куколок часто делали как обереги и верили, что они способны защитить детей, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, принести в дом счастье. При изготовлении тряпичных кукол не использовали колющие и режущие предметы (ножницы, иглу). Дети не только играли с куклами, но и сами с малолетства приучались к рукоделию, воспитывали в себе усердие и терпение. Игрушки готовили ребенка к самостоятельной жизни, общению, работе и даже к воспитанию своих детей.
После воспитатель предлагает детям выбрать цветные лоскутки по своему желанию. Создает проблемную ситуацию: спрашивает, смогут ли дети завязать узелок там, где стоит метка. Дети завязывают узелки помогая друг другу. Воспитатель предлагает рассмотреть то, что в результате получилось, и угадать, на кого или на что это похоже. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель сообщает, что узелок – это символ соединения, единства; но в данном случае он изображает голову тряпичной куклы. Демонстрирует узелковый способ конструирования куклы. Затем выставляет иллюстрацию и обращает внимание детей на то, что кукла может быть бабушкой и дедушкой. Дети обдумывают свои замыслы и конструируют лоскутных кукол, наделяя их чертами конкретного человека (дедушка или бабушка, мужчина или женщина, мальчик или девочка).
Воспитатель комментирует отдельные моменты: «На каждом из коротких уголков, свисающих из- под головы, тоже сделаем по узелку – это ручки куклы. Длинная свисающая часть лоскутка – это юбка бабушки (или девочки). Для этой куклы можно сделать прическу из ниток и повязать голову платком. Не помешает и передник. Завязываем узелками два длинных конца лоскутка и получаем куклу - мальчика в штанишках. А если под узел – голову подоткнуть бороду из шерсти, выйдет дедушка». В рамках деятельности дети создают базовую конструкцию куклы, оформление продолжается в свободное время или дома.
Осмысление результата.
Дети получают представление о традиционной народной кукле и осваивают узелковый способ конструирования