Светлана Калинина
НОД в средней группе по экспериментированию и ФКЦМ «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе по экспериментированию и ФКЦМ
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
• Закрепить представления детей о воде, его свойствах;
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воды;
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Публикация «НОД в средней группе по экспериментированию и ФКЦМ „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: беседы о воде, рассматривание иллюстраций про воду, обитателей водного мира, отгадывание загадок о воде, водных животных.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: стаканчики по количеству детей, масло, молоко, ракушки, трубочки, сахар, лимон, проектор, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель:
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, а, что утром было,
Я же вам сказать забыла –
Только в садик я зашла,
К нам капелька в гости пришла.
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
Капелька: «Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
Воспитатель: И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)
Капелька заулыбалась
И в саду у нас осталась.
Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.
Воспитатель:
1. слайд
Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).
Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.
2. слайд.
Воспитатель: ребята, а какой может быть вода, какую форму она может принять. (Жидкой, твёрдой и в виде пара)
3 слайд.
Знает доктор и поэт….
Без воды нам жизни нет
А кому она нужней?
Отвечайте поскорей!
Воспитатель: Ребята, а может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего? (Картинки подсказки) Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли, нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).
4. слайд
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде.
Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами.
Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете.
А сейчас предлагаю вам превратится в капельки.
Физкультминутка.
Воспитатель: давайте все вместе превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, может двигаться и менять положение. Взялись за руки и попробуем походить по залу, как будто ручеек бежит. Когда вода находится в газообразном состоянии, ее капельки отпускают «руки» и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо можете двигаться.
А вы любите опыты?
А где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Хотите там оказаться?
Дети: Да.
Руки вверх
Руки вниз
И на месте покружись
Раз - хлопок,
Два – хлопок,
Снова сделай поворот
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборатории очутись.
Воспитатель предлагает пройти к столам
Дети проходят в лабораторию и повторяют правила работы в лаборатории.
1. Аккуратно пользоваться емкостью с водой.
2. Не спешить, слушать воспитателя выполнять все вместе.
3. Поддерживать порядок, вытирать пролившуюся воду.
4. После окончания опытов всё убрать.
слайд. Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Давайте перельём воду из стакана в стакан. Дать детям два стакана – один с водой другой пустой и предложить перелить из одного в другой. Что происходит с водой?
Дети: она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Вывод: жидкая слайд
Опыт №2 «Вода бесцветная». (Проходим к №2 столу)
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду? Что она бесцветная или прозрачная (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одной ракушке в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком (Невидно)
А, что я положила в стакан с водой? Ответы детей. (Ракушку)
Воспитатель: Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.
Вывод: Вода бесцветная, прозрачная.
слайд
Опыт № 3:» На определение запаха» (Проходим к столу №3)
Воспитатель: А теперь давайте понюхаем воду? Имеет ли вода запах?
(Взять стакан с чистой водой и понюхать её.)
Дети: (нет вода не имеет запаха)
Воспитатель: А если капну капельку волшебного масла, что произойдёт. Понюхайте.
Вывод: Вода не имеет запаха. Но она приобретает запахи других жидкостей.
слайд
Опыт: №4 «На определение вкуса воды» (Проходим к №4 столу)
А теперь давайте узнаем, есть ли уводы вкус? Попробуйте воду из своих стаканчиков. Скажите какой вкус Воды.
Дети : Безвкусная.
Вывод: Вода безвкусная.
Воспитатель: А сейчас возьмём по комочку сахара положим в стаканчики с водой и размешаем. Попробуйте, каким стал вкус. Вода стала сладкой.
Вывод: если в воду что то добавить то она приобретает вкус.
Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Теперь пора возвращаться в детский сад. «Вокруг себя повернись в детском саду очутись!»
Воспитателе: присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)
Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!