Получи документы

НОД «В русской горнице» (8 фото)

Ирина Митина
НОД «В русской горнице»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Тема: В русской горнице.

Форма организации занятия: группа.

Категория возраста: 6 - 7 лет.

Предварительная работа: занятие на знакомство детей с избой, знакомство с традициями, знакомство с народно-прикладным искусством, знакомство с устным народным творчеством, народно-прикладным искусством.

Публикация «НОД „В русской горнице“» размещена в разделах

Демонстрационный материал: макет русской избы, макет печи, печная утварь, большой стол, скатерть, самовар, лавки, напольные дорожки, прялка, плетень, сундук, посуда хохломской росписи, каравай, ручник, аудиозапись: лесных голосов, русских песен в исполнение народных музыкальных инструментов, готовые образцы ложек с хохломской росписью.

Раздаточный материал: краски, тонкая кисть, баночки с водой, салфетки, заготовки ложек из тонированной бумаги для росписи.

Словарь новых слов: горница, каравай, здравствуйте (здравие, лавка, сундук, чугунок.

Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:

1. Продолжать знакомить детей с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница», рассказать о ее устройстве, знакомить с устным народным фольклором (пословицами, поговорками, развивать мышление, умение разгадывать загадки.

2. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, закрепить знания элементов хохломской росписи, учить использовать разнообразные приемы рисования (пальцеграфия, рисование кончиком кисти, развивать воображение, мелкую моторику.

3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, интерес к ее истории, к особенностям русского характера, к русским традициям.

Основные части занятия:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

3. Динамическая пауза.

4. Продуктивная деятельность.

5. Итог занятия:

А) Анализ работ.

Б) Чаепитие.

Динамическая пауза: русская народная игра «Золотые ворота».

Последующая работа: художественная деятельность, игровая деятельность.

Список литературы:

1. Бударино Г. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: Детство – Пресс, 1999.

2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М. : Аркти, 2003.

3. Князева О. Л. Как жили на Руси. СПб: Детство – Пресс, 1998.

4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2006.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.

6. Саплина Е. В. Введение в историю. М. : Дрофа, 2004.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель. - Дети, сегодня мы с вами пойдем в гости к тетушке Алене. А живет тетушка Алена за лесом, поэтому путь наш лежит через лес, который мы с вами придумаем. Поможет нам музыка. (Звучат голоса леса.) Я вижу в лесу много деревьев и кустарников. А сейчас вспомним, из каких деревьев рубили избу? Почему? (Из сосны и ели - самые крепкие деревья.) А вот и изба, и тетушка Алена нас встречает.

НОД «В русской горнице»

2. Беседа.

Т. Алена (держит каравай в руках.) - Здравствуйте, гости дорогие! По старой русской традиции я вас встречаю с хлебом и солью. Милости прошу. В избу заходите, садитесь. А я посмотрю, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, а девочки «спасибо» скажут.

Фото «В русской горнице»

Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? (Здравствуйте.) И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что же это за слово, что оно означает? (Здравствуйте от слова здравие - здоровье, т. е. мы, желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.) Это пожелание доброе

или злое? (Доброе.) Поэтому и слово надо говорить ласково, приветливо. Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. И, конечно же в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой и жилось хорошо.

Комнату в избе называют горницей. (2-3 ребенка повторяют) Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная. Про печь слагали загадки. Послушайте одну.

Зимой нет теплей,

Летом нет холодней.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?

НОД - фото

(Ребенок читает стихотворение, гладит печку)

Ой, ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Где в горнице пишу приготовить? Конечно на печи! Чем избу обогреть? Сейчас в детском саду тепло. Что греет? (Батарея.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь.) Да, печь и накормит, и обогреет. А вот дети нагуляются, наиграются, придут домой мокрые! Где сушить одежду? (На печи.) А еще, ребята, печь лечит! Если дети пришли промокшие, что может с ними случится? (Простудятся.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдет.

Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.

Ребята, в каких сказках мы с вами встречали печку? («По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Колобок», «Царевна - лягушка».)

А еще, ребята, что есть в горнице, какая мебель? (Столы, лавки, сундуки). Для чего сундуки нужны? (Вещи хранили.) А где люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.)

Столы в избах были большие, потому что и семьи не малые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Самым главным в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он прожил много, многое повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались. А ели так: на стол ставили один на всех чугун со щами, кашей. Тарелок не было, а если и были у кого глиняные, то ставили их по праздникам - уж очень они дорогие. Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно остальным есть. А если кто-то вперед ложку опустит - тогда ложкой по лбу или вообще выгоняли из-за стола. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь». Кто сколько успеет ложек до рта донести, тем и сыт будет.

Ребята, так кто же главным в семье был? (Старший мужчина, дедушка.)

Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Где оно? (На печи.) Их даже мама с папой слушали, почитали своих родителей.

Вот, ребята, какой русский народ : доброжелательный, родительный почитает, в помощи никому не отказывает. А как праздник придет - веселились от души.

3. Динамическая пауза: русская народная игра «Золотые ворота».

(Двое детей строят из рук ворота)

- В золотые ворота

Проходите господа.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

Ну а в третий -

Не пропустим вас. (Руки опускают и пойманному задают вопрос, отвечает правильно – выпускают).

Фото №1 Образовательная область художественно эстетическое развитие

4. Продуктивная деятельность.

На Руси всегда было много мастеров, они изготавливали красивые предметы из дерева. Какие предметы из дерева вы знаете? (мебель, игрушки, посуда, музыкальные инструменты).

Вы помните, что в старину семьи были большие. Для каждого нужна была ложка. Вот мы сегодня и будим мастерами, будим расписывать ложки. Только учится, мы будем на бумажных ложках. (Дети садятся за столы.)

А сейчас мы с вами рассмотрим ложки. Как называется эта роспись? (хохлмская роспись). Что изображено? (Ягоды, травинки, завиточки, листья.) Какие цвета использованы? (Красный, зеленый.) Какой фон? (Черный, желтый).

Обратите внимание на образцы. Выберите, элементы и цвета, какими вы будите расписывать свои ложки. Как можно легко сделать ягоды? (Пальцем - пальцеграфия.)

Фото №2 Интеграция образовательных областей познавательное речевое физическое социально коммуникативное развитие Фото №3 Тема В русской горнице

5. Итог занятия.

А) Анализ работ (ложек). А сейчас, ребята, посмотрите в глаза друг другу. Что вы увидели в глазах? Что там живет? (Радость, доброта.) Мы с вами дружно поработали, много интересного узнали. Поэтому радость и доброта поселились в наших глазах, в нашем сердце. Теперь мы будем дарить их другим людям.

Фото №4 Форма организации занятия группа

Б) Чаепитие с караваем, с бубликами

Фото №5 Категория возраста лет
Публикации по теме:

Беседа о русской избе Беседа о русской избе Цель: Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, прялка, посуда,.

Конспект занятия «История русской матрешки» Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно.

Конспект НОД «Богатыри земли русской» Тема: Богатыри земли русской. Интеграция: Познание, коммуникация, социализация, Цель: обобщить и систематизировать знания детей о.

Музей «Русской избы» в ДОУМузей «Русской избы» в ДОУ Одним из важнейших направлений воспитания детей дошкольного возраста является патриотическое воспитание. У детей этого возраста патриотическое.

НОД в группе компенсирующей направленности «В казачьей горнице» .

НОД «Веселые посиделки в русской избе»НОД «Веселые посиделки в русской избе» «ВЕСЁЛЫЕ ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ» (подготовительная группа №11 ОНР) Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством –.

Сценарий праздника к Дню матери, для детей старшего дошкольного возраста «В горнице мы посидим и про мам поговорим». Дети в русских народных костюмах. Звучит русская народная мелодия. Дети и воспитатель входят в зал, выстраиваются в полукруг. Ведущая..

Сценарий праздника ко Дню матери «В горнице нашей» Сценарий праздника ко Дню матери «В горнице нашей» (старший дошкольный возраст) В музыкальном зале стоит макет русской печи, самовар, старинные.

Проект «Слава русской стороне, слава русской старине»Проект «Слава русской стороне, слава русской старине» Направления: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Тема проекта:.

Знакомство с русской избойЗнакомство с русской избой знакомство с русской избой Как у маленького деревца,еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «В русской горнице»
Опубликовано: 22 января 2017 в 22:46
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «В русской горнице»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Митина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД