Ирина Митина
НОД «В русской горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Тема: В русской горнице.
Форма организации занятия: группа.
Категория возраста: 6 - 7 лет.
Предварительная работа: занятие на знакомство детей с избой, знакомство с традициями, знакомство с народно-прикладным искусством, знакомство с устным народным творчеством, народно-прикладным искусством.
Публикация «НОД „В русской горнице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Демонстрационный материал: макет русской избы, макет печи, печная утварь, большой стол, скатерть, самовар, лавки, напольные дорожки, прялка, плетень, сундук, посуда хохломской росписи, каравай, ручник, аудиозапись: лесных голосов, русских песен в исполнение народных музыкальных инструментов, готовые образцы ложек с хохломской росписью.
Раздаточный материал: краски, тонкая кисть, баночки с водой, салфетки, заготовки ложек из тонированной бумаги для росписи.
Словарь новых слов: горница, каравай, здравствуйте (здравие, лавка, сундук, чугунок.
Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:
1. Продолжать знакомить детей с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница», рассказать о ее устройстве, знакомить с устным народным фольклором (пословицами, поговорками, развивать мышление, умение разгадывать загадки.
2. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, закрепить знания элементов хохломской росписи, учить использовать разнообразные приемы рисования (пальцеграфия, рисование кончиком кисти, развивать воображение, мелкую моторику.
3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, интерес к ее истории, к особенностям русского характера, к русским традициям.
Основные части занятия:
1. Организационный момент.
2. Беседа.
3. Динамическая пауза.
4. Продуктивная деятельность.
5. Итог занятия:
А) Анализ работ.
Б) Чаепитие.
Динамическая пауза: русская народная игра «Золотые ворота».
Последующая работа: художественная деятельность, игровая деятельность.
Список литературы:
1. Бударино Г. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: Детство – Пресс, 1999.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М. : Аркти, 2003.
3. Князева О. Л. Как жили на Руси. СПб: Детство – Пресс, 1998.
4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2006.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
6. Саплина Е. В. Введение в историю. М. : Дрофа, 2004.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель. - Дети, сегодня мы с вами пойдем в гости к тетушке Алене. А живет тетушка Алена за лесом, поэтому путь наш лежит через лес, который мы с вами придумаем. Поможет нам музыка. (Звучат голоса леса.) Я вижу в лесу много деревьев и кустарников. А сейчас вспомним, из каких деревьев рубили избу? Почему? (Из сосны и ели - самые крепкие деревья.) А вот и изба, и тетушка Алена нас встречает.
2. Беседа.
Т. Алена (держит каравай в руках.) - Здравствуйте, гости дорогие! По старой русской традиции я вас встречаю с хлебом и солью. Милости прошу. В избу заходите, садитесь. А я посмотрю, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, а девочки «спасибо» скажут.
Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? (Здравствуйте.) И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что же это за слово, что оно означает? (Здравствуйте от слова здравие - здоровье, т. е. мы, желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.) Это пожелание доброе
или злое? (Доброе.) Поэтому и слово надо говорить ласково, приветливо. Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. И, конечно же в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой и жилось хорошо.
Комнату в избе называют горницей. (2-3 ребенка повторяют) Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная. Про печь слагали загадки. Послушайте одну.
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?
(Ребенок читает стихотворение, гладит печку)
Ой, ты, печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Где в горнице пишу приготовить? Конечно на печи! Чем избу обогреть? Сейчас в детском саду тепло. Что греет? (Батарея.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь.) Да, печь и накормит, и обогреет. А вот дети нагуляются, наиграются, придут домой мокрые! Где сушить одежду? (На печи.) А еще, ребята, печь лечит! Если дети пришли промокшие, что может с ними случится? (Простудятся.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдет.
Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.
Ребята, в каких сказках мы с вами встречали печку? («По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Колобок», «Царевна - лягушка».)
А еще, ребята, что есть в горнице, какая мебель? (Столы, лавки, сундуки). Для чего сундуки нужны? (Вещи хранили.) А где люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.)
Столы в избах были большие, потому что и семьи не малые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Самым главным в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он прожил много, многое повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались. А ели так: на стол ставили один на всех чугун со щами, кашей. Тарелок не было, а если и были у кого глиняные, то ставили их по праздникам - уж очень они дорогие. Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно остальным есть. А если кто-то вперед ложку опустит - тогда ложкой по лбу или вообще выгоняли из-за стола. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь». Кто сколько успеет ложек до рта донести, тем и сыт будет.
Ребята, так кто же главным в семье был? (Старший мужчина, дедушка.)
Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Где оно? (На печи.) Их даже мама с папой слушали, почитали своих родителей.
Вот, ребята, какой русский народ : доброжелательный, родительный почитает, в помощи никому не отказывает. А как праздник придет - веселились от души.
3. Динамическая пауза: русская народная игра «Золотые ворота».
(Двое детей строят из рук ворота)
- В золотые ворота
Проходите господа.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
Ну а в третий -
Не пропустим вас. (Руки опускают и пойманному задают вопрос, отвечает правильно – выпускают).
4. Продуктивная деятельность.
На Руси всегда было много мастеров, они изготавливали красивые предметы из дерева. Какие предметы из дерева вы знаете? (мебель, игрушки, посуда, музыкальные инструменты).
Вы помните, что в старину семьи были большие. Для каждого нужна была ложка. Вот мы сегодня и будим мастерами, будим расписывать ложки. Только учится, мы будем на бумажных ложках. (Дети садятся за столы.)
А сейчас мы с вами рассмотрим ложки. Как называется эта роспись? (хохлмская роспись). Что изображено? (Ягоды, травинки, завиточки, листья.) Какие цвета использованы? (Красный, зеленый.) Какой фон? (Черный, желтый).
Обратите внимание на образцы. Выберите, элементы и цвета, какими вы будите расписывать свои ложки. Как можно легко сделать ягоды? (Пальцем - пальцеграфия.)
5. Итог занятия.
А) Анализ работ (ложек). А сейчас, ребята, посмотрите в глаза друг другу. Что вы увидели в глазах? Что там живет? (Радость, доброта.) Мы с вами дружно поработали, много интересного узнали. Поэтому радость и доброта поселились в наших глазах, в нашем сердце. Теперь мы будем дарить их другим людям.
Б) Чаепитие с караваем, с бубликами