Ольга Котельникова
НОД по программе «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» по теме «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семейные традиции».
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие,
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Цели:
- Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции праздника».
- Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых.
- Развитие единого контекста в группе.
- Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «НОД по программе „Социокультурные истоки“ и „Воспитание на социокультурном опыте“ по теме „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- продолжать знакомить детей с понятиями «семья»;
- закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи;
- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
Развивающие:
- продолжать формировать представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат);
- способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семье;
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей.
Воспитательные :
- формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.
-формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
Оборудование: Книга 5 для развития детей 6-7 лет "Семейные традиции", мультимедийное оборудование, магнитофон, простые карандаши, презентация "Семейные традиции", рисунки детей "традиции моей семьи", выставка рисунков детей к пословицам о семье, выставка стенгазет «Традиция нашей семьи» .
Предварительная работа:
- знакомство детей с первой частью книги "Семейные традиции", чтение рассказа О. С. Абрамова "Семейная радость", сказа П. П. Бажова "Живинка в деле", рассказа И. С. Шмелева "Благовещение";
- рассматривание иллюстраций по теме;
- разучивание пословиц, поговорок о семье; беседа о смысле пословиц
- слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой
-пальчиковая игра «Семья»;
-семейное чтение по теме «Моя дружная семья» :
- игровая деятельность «Наша дружная семья».
- рисование "Традиции моей семьи", "Любимая пословица о семье".
Ход занятия:
1. Подготовительный этап
Присоединение к теме : Упражнение «Эстафета дружбы»
Дети встают в круг:
Воспитатель : "Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся" «Я передаю свою дружбу Ане…» - каждый ребенок повторяет эти слова своему соседу.
Воспитатель : "Ребята, каждый из вас добавил сейчас своему соседу частицу своей дружбы. Пусть она вас никогда не покидает и согревает всегда и везде. "
Работа в круге: "Наш круг объединил нас с вами в одно целое, настоящий семейный круг - мы все вместе с вами одна.
Дети: большая семья
Воспитатель : Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, для чего человеку семья?
Дети: в семье все друг другу помогают, любят, уважают, заботятся друг о друге.
Воспитатель : Да, молодцы! В хорошей, дружной семье у каждого члена семьи есть свои обязанности. Недаром говориться в народе: «Не нужен и клад, если в семье лад». Давайте поиграем в игру "Какая моя семья"
Дети передавая по часовой стрелке мягкую игрушку «сердечко», поочередно, называют слова (начинает воспитатель : моя семья счастливая, дети - дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая. спортивная, добрая и т. д.)
Воспитатель : Семья-это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. Она бывает большой и маленькой. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
-Ребята, давайте подойдем к нашей выставке и вспомним народные пословицы о семье, детях и родителях.
Дети называют пословицы и объясняют их смысл.
1. Не нужен и клад, коли в семье лад.
2. Семья сильна - когда над ней крыша одна.
3. Семья в куче - не страшна и туча.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. Жизнь родителей в детях.
6. За общим столом еда вкуснее.
7. У кого сесть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Воспитатель :Ребята, в каждой семье есть свои традиции, делающие жизнь в семье интересной и насыщенной.
- Давайте вспомним какая традиция была в семье Маши из рассказа "Семейная радость" (имянаречение).
- Что помогло Тимофею Ивановичу найти живинку в своем деле в рассказе П. П. Бажова? (трудолюбие и старание)
- Какие трудности встретились мастеру на пути?
Да, праведное отношение к делу, он стремился познать все тонкости своего дела.
- А какая ребята традиция описана в рассказе "Шмелева "Благовещение" (традиция праздника).
- Как праздновали праздник Благовещения в рассказе? (пекли кулебяки, купали птиц, выпускали на волю птиц).
- Расскажите пожалуйста о традициях вашей семьи (дети рассказывают, воспитатель тоже принимает участие в разговоре, выслушивая каждого ребенка).
- Какие традиции есть в нашей группе? в детском саду? (традиция празднования дней рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта, рождество).
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте задание и выполняйте.
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Дети проходят за столы:
Индивидуальный этап
Воспитатель : На стр. 16 (книги для развития) перечислены традиции, вы должны выбрать те, которые по вашему мнению присущи нашему народу. Подчеркните выбранные традиции. Родители читают детям, они самостоятельно подчеркивают традиции.
Работа в паре
Воспитатель : А теперь разделимся на 2 микрогруппы по 4 человека.
Задание остается тем же, только теперь вы его выполните вместе. Посовещайтесь, внимательно выслушайте друг друга и придите к единому решению. Кто-то один выскажется.
Обсуждение и экспертная оценка.
Воспитатель : Готовы. Кто первый начнет. Одна из групп предлагает результаты своей работы. Затем выступает вторая группа.
Экспертная оценка
Воспитатель обобщает ответы детей.
-А теперь послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание.
Я разделяю ваше мнение по выбору традиций, тем более, что традиция имянаречения раскрывается в рассказе "Семейная радость. "
Родительское благословление -это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Благословляли родители и старшие в роду своих внуков на создание семьи, на свершение каких-либо дел.
Сохранение семейной реликвии объединяет целые поколения воспоминаниями о предках.
Гостеприимство - особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. Эта традиция близка всем.
Рефлексия
Работа в круге
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель приглашает детей и родителей в круг
(дети садятся в малый круг, родители в большой круг, вокруг детей)
Вопрос к родителям: В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? (ответы родителей)
Начинает воспитатель : В моей семье.
Обобщение воспитателем ответов родителей. Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит. А наши дети подумают и скажут теплое пожелание своей семье начинает воспитатель : Я желаю своей семье быть счастливой.
В заключении мне хотелось бы выделить ещё одну семейную традицию - традицию праздника. В праздник вся семья собирается вместе за общим столом за чашкой чая и мы приглашаем всех к столу на чаепитие.
Организуется чаепитие.