Лучший педагог года

НОД в подготовительной к школе группе «Домовенок Кузя в гостях у ребят» (формирование представлений о русских традициях)

Ирина Перелетова
НОД в подготовительной к школе группе «Домовенок Кузя в гостях у ребят» (формирование представлений о русских традициях)
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1 Приобщать дошкольников к культурному наследию народов России через знакомство со старинными предметами обихода.

2. Формировать у детей представления о музее, как хранилище истории и культуры наших предков.

3. Расширять знания о процессе изготовления русской матрешки.

4. Продолжать развивать связную речь детей, при составлении рассказа следовать алгоритму (мнемотаблица, совершенствовать эмоциональную выразительность речи.

Публикация «НОД в подготовительной к школе группе „Домовенок Кузя в гостях у ребят“ (формирование представлений о русских традициях)» размещена в разделах

5. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь, уважение к русским традициям, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать мнение других.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня у нас необычный день, поприветствуем наших гостей! (Здравствуйте) Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. Ребята, а давайте вспомним как еще можно приветствовать друг друга. (Дети предлагают свои варианты). Прослушайте, как я вас буду приветствовать:

День добрый, детушки – касатушки! Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга (Ответ). Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас? (нет, раньше не было кирпичных домов, машин, электричества)

Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь деревянная.)

Воспитатель: Почему деревянная? (Потому, что строились деревянные дома. Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

Воспитатель: Как называли жилье в старину? (терем, изба, хоромы, землянка).

Воспитатель: Скажите, а кто такие предки? (Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек).

Воспитатель: Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”).

Воспитатель: А это значит, что славяне – это славный народ.

Много народов проживает в нашей стране. Сколько народов, столько языков. Какие народы вы знаете (ответы детей)

У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»? (Правила, обычаи, праздники) Воспитатель: Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы. А как мы знакомимся с традициями разных народов? (Из книг, энциклопедий, телевизора, интернета)

Воспитатель: Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, дразнилки, потешки, поговорки, загадки, заклички, приметы) Какие вы знаете потешки, сказки, загадки?

Воспитатель: Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки. Из поколения в поколение передаются еще и семейные порядки, привычки, памятные вещи.

В группу вбегает растерянный Домовенок Кузя…

Кузя : ребята, пожалуйста, срочно! Беда! Мне нужна ваша помощь!

Воспитатель: Что случилось, Кузя?

Незнайка: Пожар! Сгорел музей! Русский народный музей, все предметы старины испорчены! Как же теперь люди будут знакомится с историей русского народа, с обычаями и традициями? Что же делать?

Воспитатель: Ребята, хотите помочь Домовенку Кузе? Сможете это сделать? (да)

Воспитатель. Ребята, предлагаю отвлечь Кузю и поиграть с ним в одну старинную игру, в которой рассказывается об одной семье.

Подвижная игра «У дядюшки Трифона»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова.

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинали повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становился водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположные стороны.

Воспитатель: Хорошо, давайте подумаем, как мы можем помочь нашему Домовенку? (предположения детей) Да, мы можем попробовать собрать необходимые предметы в группе. Но, давайте для начала выясним, что такое музей? (ответы детей).

Воспитатель: Музе й – это место где много красивых вещей.

Ребенок:

В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглядеть на них идет.

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.

Воспитатель: Скажите, что можно увидеть в музее? ( ответы детей: Игрушки, картины, книги, одежду, посуду, подносы с росписью и многое другое).

Воспитатель: И так задача ясна, собираем все старинные предметы в группе, которые могут нам рассказать о жизни и быте русского народа (дети парами находят предметы старины и размещают на выставке)

Воспитатель: Кто знает, как называется профессия человека, работающего в музее? (Ответы детей.) - Экскурсовод.

Воспитатель: Правильно, ребята, Молодцы! Предлагаю желающим побыть в роли экскурсовода и разместить экспонат на выставке, пояснив, почему выбран тот или иной предмет : что это, из чего сделан, как используется, для чего служит, находит ли применение в наше время. (Мнемотаблица)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я хочу остановить ваше внимание на нашей красавице – Матрешке! Как Вы думаете, откуда появилась матрешка на Руси? (Ответы детей.) А почему ее назвали Матрешкой?. ь (затруднения)

А если мы не знаем, то что мы можем сделать? (спросить у взрослых, найти в интернете, посмотреть в книге)

Подвести детей с вопросом ко взрослому-воспитателю…

Презентация.

Воспитатель: Оказывается, матрешке более ста лет. В Россию привезли маленькую куколку из Японии, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрешек.

Воспитатель: А имя ей дали совершенно случайно, как одна семейная пара проходила возле рядов базарного ряда, мужик заметил куклу и сказал: Слушай, жена, на нашу Матрёну похожа. Вот с того времени этих кукол стали звать «Матрёшками»!

Воспитатель: Но прежде чем получить такую заготовку матрешки, она проходит огромный и длительный процесс - сначала подбирают подходящий вид древесины обычно это «липа», далее в мастерских на станках вытачивают туловище и голову самой большой фигурки. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Потом заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску. Затем расписывает матрешку. Когда она высохнет. В заключительном этапе – сувенир покрывают 3-4 слями лака. Лак защищает изделие от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.

Матрешка до сих пор считается самым популярным народным сувениром России, который привозят с собой путешественники, побывавшие в нашей стране!

Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня повстречались?

- Что мы делали?

- Кому нам удалось помочь?

- Почему мы смогли помочь Кузе? (Потому что мы знаем, что такое музей, какие предметы были в старину). Молодцы, теперь и вы можете передать знания другим детям о былых временах.

Воспитатель: Ребята, у всех домовых есть волшебные сердечные камушки. У нашего Кузи тоже, посмотрите на них. Про камушки эти говорят, что они могут исполнить любое желание, при условии, что оно - доброе.

Возьмите по камушку и подумайте… Что бы вы пожелали Кузе, Музею, всем нам, нашим гостям… (пожелания детей)

Предлагаю сложить все камушки в вазу желаний… которая будет храниться у нас в группе и как только желания начнут исполнятся, волшебные камушки постепенно исчезнут и мы с вами будем знать, что с каждым днем доброты в мире станет еще больше!

Воспитатель: Позже мы упакуем все экспонаты в коробку для транспортировки. А сейчас предлагаю разукрасить матрешек, чтоб Домовенок Кузя мог раздавать на память наши русские сувениры всем посетителям музея. (самостоятельная творческая деятельность детей)

Воспитатель:

Используемая литература:

1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду

2. «Истоки русской народной культуры в детском саду» Гаврилова И. Г.

3. «Народное искусство в воспитании дошкольников» Комарова Т. С. Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О. Л., Маханева М. Д.

1. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Бойчук И. А.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Кот Васька в гостях у ребят» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Цель: Формирование у детей первоначального.

Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группеФотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Муха Цокотуха в гостях у ребят»Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Муха Цокотуха в гостях у ребят» Федорова А. П., воспитатель Суханова А. И., воспитатель МБДОУ дс № 85 «Золотой ключик» Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Посылка для ребят из далекой Африки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Посылка для ребят из далекой Африки». Задачи: закреплять.

Мастер-класс «Домовенок Кузя»Мастер-класс «Домовенок Кузя» Домовой – представитель славянского мифологического персонажа, который является хозяином и покровителем дома. Большинство людей верят в.

Математическая игра-сказка «Домовенок Кузя» с поделкой «Домовенок»Математическая игра-сказка «Домовенок Кузя» с поделкой «Домовенок» Игровая обучающая ситуация. - Жила в лесной чаще Баба-Яга, в гости к ней никто не ходил, потому что в избушке на курьих ножках по углам.

«На нашей ярмарке — смех да веселье». Театрализованное представление в традициях русских ярмарочных гуляний Выходят Хозяюшки под песню 1. Ой вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собирайтесь сюда, гости желанные,.

Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!» Проект «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Автор проекта: Шубенкова Т. Е. Тема проекта: «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех.

Сценарий осеннего праздника «Домовёнок Кузя и Баба-яга в гостях у ребят»Сценарий осеннего праздника «Домовёнок Кузя и Баба-яга в гостях у ребят» Под музыку дети входят в зал. Ведущий: Осень каждый год приходит, праздник за руку приводит, песенки свои поёт, танцевать с собой зовёт,.

Выпускной в детском саду. «Домовенок Кузя провожает детей в школу» «Домовенок Кузя провожает детей в школу» Зал празднично украшен. 1 Вед. - 1 слайд (изображение детского сада) – Не в далёком государстве,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной к школе группе «Домовенок Кузя в гостях у ребят» (формирование представлений о русских традициях)
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 12:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной к школе группе «Домовенок Кузя в гостях у ребят» (формирование представлений о русских традициях)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Перелетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД