Харебава Юлия
Конспект НОД в подготовительной группе «Часы. История Часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Часы. История часов»
Форма проведения: непосредственно организованная образовательная деятельность, фронтальная
Место проведения: группа детского сада
Цель: формирование представлений детей об определении времени по часам.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей часов и их назначением,
расширять представления детей о разных видах часов, о принципах их работы.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться во времени;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Часы, История Часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
способствовать развитию самостоятельности мышления.
Воспитательные:
воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, пояснения, поощрение, беседа.
Наглядные: рассматривание, демонстрация.
Практические: собственная деятельность детей.
Игровые: сюрпризный момент (письмо)
Материалы и оборудование:
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, мяч.
Наглядный материал: письмо, музей часов в группе,
Раздаточный материал: простые и цветные карандаши, листы бумаги, набор цифр – наклеек (по набору на ребенка); макеты часов с движущимися стрелками на каждого ребенка.
Прогнозируемый результат: дети научились определять время по часам.
Предварительная работа:
Образовательные области Совместная образовательная деятельность с детьми Взаимодействие с родителями
Речевое развитие Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения. Повторение выученных пословиц.
Познавательное развитие Рассматривание часов в музее. Рассматривание иллюстраций часов. Предложить родителям вместе с детьми дома посмотреть познавательные видео о часах.
Социально-коммуникативое развитие Разучивание утренних приветствий Повторение приветствий
Художественно-эстетическое развитие Изготовление макетов часов
План непосредственно организованной образовательной деятельности:
Время
1 этап Организационный момент.
Цель: организация детей на предстоящую деятельность.
• создание игровой мотивации;
• мотивация детей на предстоящую деятельность;
• создание чувства общности, настрой на совместную деятельность 3 минуты
2 этап Основная часть. Выполнение заданий.
Цель: организация практической – познавательной деятельности, развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей.
• Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми
• уточнение знаний детей в процессе деятельности;
• осуществление самостоятельной работы с детьми. 22 минуты
3 этап Подведение итога деятельности.
Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности.
• самоанализ
• плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
5 минут
Ход образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1 часть - вводная Цель: Заинтересовать детей участвовать в образовательной деятельности.
Создание образовательной ситуации Создание эмоционального настроя.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро, ребята!
- Замечательно, как тепло мы поздоровались с вами. Я рада Вас видеть в хорошем настроении!
Дети стоят в полукруге, улыбаются друг другу, здороваются.
Мотивация детей на предстоящую цель - Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо.
- Давайте его прочитаем вместе.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Помогите мне, пожалуйста! Вот уже несколько раз меня приглашали друзья на праздники. Но когда я приходил, то было уже поздно – все гости уже расходились. Объясните мне, пожалуйста, почему я все время опаздываю! Ваш Незнайка!»
- Ребята, поможем Незнайке узнать, почему он опаздывает?
- Как вы думаете, почему он опаздывал?
- Вы все говорите правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома?
- А у Незнайки есть часы?
- Ребята, вы догадались, о чем мы с вами сегодня будем беседовать и рассказывать?
Дети: «Давайте!»
Дети слушают письмо.
Отвечают на вопрос воспитателя, высказывают своё мнение.
(не знал, когда выходить из дома, нет часов, проспал)
- Посмотреть на часы
- Нет
Выдвигают предположение.
2 часть – основная Цель: Организация практической – познавательной деятельности.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми - Чтобы подтвердить вашу догадку предлагаю вам присесть на ковер и послушать небольшой рассказ.
«Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и готовили еду на костре, они заметили, что светло становится, когда солнышко появляется на небе, оно медленно поднимается и чем выше оно над головой, тем светлее и теплее становится. Чем ниже спускается солнышко, тем темнее становится. На небе появляются звезды. Древнему человеку это было важно, потому что когда светло и тепло – он мог охотиться, а когда темнело – ему хотелось спать. Древний человек догадался, что светлые и темные периоды можно измерять. Он придумал изобретение, которым мы пользуемся до сих пор. Угадайте, что это:
Мы, когда идем, стоим.
А стоять умеем лежа
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже (часы)
- Правильно!
- Мы сегодня поговорим о часах, о времени. Мы узнаем, какими они были, какими они стали? Хотите?
Дети садятся на ковер и слушают рассказ воспитателя.
Дети отгадывают загадку.
- Да
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте совзрослым - Ребята, посмотрите, у нас в группе есть музей часов! Давайте подойдем и рассмотрим их внимательнее.
- Скажите, здесь часы одинаковые?
- Чем они отличаются? (разные по форме, величине, материалу, из которого сделаны)
- Как вы думаете, для чего нужны часы?
-Так что же такое часы?
- Правильно! Дети подходят к часам и рассматривают их.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Чтобы знать время, никуда не опаздывать и др.
Ответы детей (прибор, который показывает время)
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми - Давайте подойдем к экрану и ответим на вопрос.
- Как же раньше люди определяли время?
- Раньше люди время определяли по солнцу. (Слайд 1)
Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко садилось – ложились спать.
Однажды человек заметил, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. И понял, что по солнцу можно более точно определять время. Утром и вечером тень от деревьев длиннее, чем днем. И придумал часы : вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы называются? (Слайд 2)
- Правильно! Солнечные.
- Как вы думаете, удобны были такие часы?
- Почему?
- Затем люди изобрели часы, в которых использовали масло.
- Как они назывались?
- Правильно!
- Как они устроены, я вам сейчас расскажу. Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. (Слайд 3)
- Как вы думайте, а удобны ли эти часы?
- Ребята, эти часы совершенно не удобные, часы могут упасть, и возникнет пожар.
- Затем люди придумали часы, в которых использовали воду, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день.
- Как они называются? (Слайд 4)
В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
- Как вы думайте, удобны ли эти часы?
Эти часы так же не удобны, так как в них надо постоянно подливать воду.
Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
- После этого появились часы, в которых используется песок. Какие это часы? (Слайд 5)
- Правильно!
- Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют и в наше время, например в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры. (Слайд 6)
- Как вы думаете, какое время могут отсчитывать песочные часы? С помощью этих часов можно отсчитать лишь небольшой отрезок времени.
- Ребята, а как вы думаете, 1 минута – это много, или мало?
- А давайте, проверим!
- Садитесь за столы, возьмите лист бумаги и карандаш.
- По моей команде вы начнете рисовать круги на бумаге. Когда я скажу «Стоп!», вы откладываете карандаши и мы считаем сколько кругов вы нарисовали за 1 минуту. Согласны?
Дети за одну минуту рисуют круги, минута измеряется песочными часами.
- А теперь давайте проверим. Сколько кружков у вас получилось за одну минуту?
- А как вы думаете, что еще можно сделать за 1 минуту?
- Помните, что минуты текут очень быстро.
- А хотите узнать, какие были еще часы?
Тогда слушаем дальше.
- Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. (Слайд 7)
В давние времена механические часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. (Слайд 8)
- При таких часах был мастер, который чинил их.
- Ребята, скажите, как называют людей, которые чинят часы? (Слайд 9)
- Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
Дидактическая игра с использованием презентации
«Какой, какая, какое?»
- как называются часы, которые висят на стене?
- которые стоят на полу?
- которые стоят на столе?
- которые человек носит на руке?
- которые носят в карманах?
- которые стоят на каминах?
- которые находятся на улице?
- которые расположены на башнях?
- Молодцы, ребята!
- Но у механических часов были недостатки. Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся. Поэтому придумали электронные часы.
- Что нужно, чтобы электронные часы работали?
- Правильно!
Это самые удобные часы из всех созданных (Слайд)
А теперь давайте мы с вами отдохнем и превратимся в часы.
Физкультминутка
(движения выполняются под музыкальное сопровождение)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.
- Молодцы ребята, у вас очень хорошо получилось изображать часики.
- Ребята, занимаем свои рабочие места.
(На столе лежат макеты часов на каждого ребенка)
- Посмотрите, у вас у каждого есть макет часов. Рассмотрите его.
- Скажите, пожалуйста, из каких частей состоят часы? Совершенно верно: стрелки, цифры, циферблат.
- Цифры нанесены на циферблат.
- Ребята, для чего нужны стрелки?
- Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент.
- А стрелки одинаковые?
- Правильно! Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы.
Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей.
Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.
- Ставим обе стрелки на 12. Какое время они показывают?
Сейчас они показывают ровно 12 часов.
- Теперь короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную минутную – на 12. Какое время они показывают?
Часы показывают ровно час.
Дидактическая игра «Который час?»
- Сейчас мы немного поиграем, будем вращать короткую часовую стрелку, а минутную длинную установим на 12.
Ставим часовую стрелку на 2, а минутную на 12.
- Который час показывают часы?
Ставим часовую стрелку на 3, а минутную на 12.
- Который час показывают часы?
Ставим часовую стрелку на 4, а минутную на 12.
- Который час показывают часы?
Ставим часовую стрелку на 9, а минутную на 12.
- Который час показывают часы?
Поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали:
ровно 5 часов.
- Который час показывают часы?
- Как расположены стрелки?
Поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 6 часов.
- Который час на ваших часах?
- Как расположены стрелки?
- Молодцы, Ребята! Все правильно выполнили.
Дети возвращаются на ковер и встают полукругом около экрана.
Ответы детей (по солнцу, по петухам и др.)
Дети слушают
- Солнечные
- Нет
- Они были очень большими, нельзя взять их с собой, в дождливую погоду не было солнца.
- Масляные
Дети рассматривают на слайде изображение.
- Нет, можно масло разлить, обжечься, устроить пожар.
- Водные
Ответы детей: нет, постоянно нужна была вода.
- Песочные
Ответы детей (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин)
Дети высказывают свое мнение.
- Давайте.
Дети садятся за столы, берут лист бумаги и карандаш.
- Да.
Дети считают кружки.
- Причесаться, надеть колготки, нарисовать дерево и др.
- Да
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя и рассматривают изображения на слайдах.
- Часовщики.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
-Настенные
- Напольные
- Настольные
- Наручные
- Карманные
- Каминные
- Уличные
- Башенные
- Батарейки, электричество.
наклоны влево-вправо.
дети садятся в глубокий присед
приседания
вращение туловищем влево
ходьба на месте.
замедление темпа ходьбы
бег на месте
дети останавливаются
Дети проходят на свои места
Дети рассматривают макеты часов.
- Циферблат, цифры, стрелки.
- Они показывают время.
- Нет, одна - длинная, другая - короткая.
Дети слушают воспитателя.
Дети выполняют.
Отвечают на вопрос.
Дети играют и отвечают на вопросы воспитателя.
Ровно два часта.
3 часть – заключительная Цель: Выявить мнение детей о деятельности, оценить используемые методы и приёмы.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
- А теперь выходите, вставайте в круг и будем вспоминать, что мы сегодня узнали нового.
Игра с мячом «Вопрос – ответ».
Игра проводится в кругу. Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. Кому мы сегодня помогали?
2. Какая у Незнайки была проблема?
3. Почему он опаздывал?
4. Что такое часы?
5. Какие бывают часы?
6. Как устроены часы?
7. Как называются стрелки на часах?
8. Какие часы показывают наиболее точное время?
9. Чем отличаются механические часы от электронных?
10. Что вам понравилось?
11. Что было трудно?
Молодцы, ребята! Все запомнили. Дети выходят на середину ковра и встают вкруг.
- Мы помогали Незнайке.
-Незнайка все время опаздывал.
- Он опаздывал, потому что у него не было часов и он не знал, что такое время.
- Прибор, который показывает время.
- Часы бывают солнечные, песочные и др.
- У них есть циферблат, цифры, стрелки.
- Минутная и часовая.
- Наиболее точно показывают время электронные часы.
- В электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность - Дети, сейчас я предлагаю вам нарисовать для Незнайки любые часы, которые вам понравились или придумать свои, а цифры уже готовые их только нужно приклеить. А потом я отправлю их по почте Незнайке и его друзьям, чтобы они определяли по ним время и никуда не опаздывали.
Дети проходят за столы и рисуют часы.