Приложение МААМ

НОД «Удивительный мир кристаллов»

Анастасия Янушевская
НОД «Удивительный мир кристаллов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять знания детей об объектах природы, их свойствах.

Задачи:

1. Обучающие:

• Дать детям простейшие представления о минералах.

• Познакомить с процессом кристаллизации некоторых веществ.

2. Развивающие:

• Развивать интеллектуальные способности (обогащать память, речь, мышление, внимание, умение делать умозаключения).

• Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

• Развивать умение делать простейшие выводы.

Публикация «НОД „Удивительный мир кристаллов“» размещена в разделах

• Обогащать речь детей новыми словами

3. Воспитательные:

• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

• Воспитывать положительные взаимоотношения.

• Формировать самостоятельность, трудолюбие, взаимопомощь.

• Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Образовательная область:

• Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

• Речевое развитие;

• Социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

• Познавательно-исследовательская;

• Игровая;

• Коммуникативная;

• Двигательная;

• Практическая.

Форма проведения:

• Совместная экспериментальная деятельность с детьми.

Вид НОД:

• Комбинированная.

Предварительная работа:

• Просмотр познавательных мультфильмов.

• Рассматривание иллюстраций, познавательных фильмов, презентаций.

• Наблюдения.

• Проведения опытов.

• Беседы.

Методы и приемы:

Игровой: сюрпризный момент.

Словесный: рассказывание, вопросы к детям, ответы, пояснения, беседа, инструкция.

Наглядный: показ способов проведения опытов, показ иллюстраций, инструкции, рассматривание через лупу минералов.

Практический: элементарные опыты.

Словарная работа:

Обогащение словаря: минералы, кристаллы, горный хрусталь (кварц, селенит, кальцит, химический раствор, выпаривание.

Активизация словаря: вещество, опыт, взаимодействие, лаборатория.

Материалы и оборудование:

• Набор оборудования для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник» НПО ЗАО «Крисмас+».

• Научно - познавательный набор опытов из серии «Волшебнее опыты» НПО ЗАО «Крисмас+» : «Загадочный лес».

• Набор для творчества «Ki Ki» из серии «Космокристаллы».

• Одноразовые шапочки, резиновые перчатки.

• Иллюстрация с правилами поведения в лаборатории.

• Фиксиборд (скейтборд, оформленный гирляндой).

• Чайный набор.

• Емкость с водой не менее 100 мл.

Структура НОД

• Вводная часть – 2 мин

• Сюрпризный момент.

• Основная часть – 20 мин

• Беседа о кристаллах в природе и применение их человеком (используется презентация).

• Инструктаж о правилах поведения в лаборатории.

• Рассматривание кристаллов : горный хрусталь, кальцит, селенит, коралл.

• Физминутка.

• Опыт №1 «Загадочный лес».

• Опыт №2 «Удивительный кристалл».

• Заключительная часть – 3 мин

• Выводы.

• Рефлексия.

Ход НОД.

Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вчера мы с вами познакомились, но я хочу вам напомнить: зовут меня Анастасия Павловна. Сегодня у меня отличное настроение! А у вас?

Воспитатель выслушивает ответы детей

Воспитатель: Я решила вас немного порадовать и устроить с вами чаепитие.

А вот уже и все готово. Проходите к столу.

Все проходят к столу, садятся.

Воспитатель: Ребята, угощайтесь, пейте чай. Вкусно, или может что-нибудь добавить в чай, чтобы он стал вкуснее? Ой, не хватает сахара? Вот, возьмите, положите сахар в чай. А кто-нибудь знает, как и из чего делают сахар?

Ответы детей.

Воспитатель: На самом деле, сахар – это вещество, состоящее из маленьких прозрачных кубиков. Получают его из сахарного тростника или сахарной свеклы. Вначале выдавливают из них сок и нагревают до высокой температуры. Жидкость из сока испаряется, образуются кристаллы сахара. Этот процесс называется выпаривание (повторите). Давайте возьмем лупы и рассмотрим сахар.

Основная часть.

Воспитатель: Вообще, в природе существует очень много кристаллов. Ребята, хотите узнать о кристаллах?

Дети: Да.

Просмотр презентации «Кристаллы в природе и их применение человеком».

Слайд 1. Кристалл — это твердое вещество, все мельчайшие частицы которого находятся в строго определенном порядке. Поэтому у каждого кристалла своя уникальная форма.

Крупинки соли и сахара, песок и снежинки, минералы и драгоценные камни — вот далеко не полный список кристаллов.

Слайд 2. Как я уже говорила, сахар получают из сахарного тростника или сахарной свеклы путем выпаривания из сока кристаллов сахара. Отсутствие его в пище вызывает ухудшение памяти.

Слайд 3. Одними из самых интересных и необычных кристаллов являются снежинки. Снежинки — это кристаллы льда в форме игл, шестиугольников, пластинок и др.

Слайд 4. Ни один кристалл не похож друг на друга. Все они имеют различную форму, грани, цвет, размер (на слайде разновидности кварца).

Слайд 5. Очень красивы уральские самоцветы: драгоценные и поделочные камни: рубин, изумруд, аметист, сапфир, малахит и топаз.

Слайд 6. Жеоды – это пустые внутри камни с кристаллами внутри.

Слайд 7. Пещера гигантских кристаллов селенита в Мексике.

Слайд 8. Кристаллы находят довольно широкое применение в технике и быту. Например, алмазы используются в промышленности для изготовления режущих инструментов, а обработанные алмазы (бриллианты) считаются одними из самых дорогих драгоценных камней. Рубины применяются в часовой промышленности.

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы сами вырастить кристаллы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправится в лабораторию, где выращивают искусственные кристаллы.

Воспитатель: Но сначала я предлагаю сделать небольшую разминку:

Ножка, ножка, не ленись!

Раз – согнись, два – согнись (приседания).

Раз, два, три, четыре, пять!

Пришло время собирать (хлопки в ладоши)

Камешки любые,

Кристаллики цветные.

Ручками возьмите,

По местам всё разложите (наклоны, имитируют сбор камешков).

Воспитатель: В лабораторию мы отправимся с помощью ФИКСИБОРДА. Чтобы полететь нужно, сказать:

1, 2, 3 взлетаем, глазки все мы закрываем.

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами в лаборатории. Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: В лаборатории проводят опыты и эксперименты.

Воспитатель: Молодцы, все верно. Ребята посмотрите, что за плакат здесь висит? Это правила поведения в лаборатории! Давайте изучим правила и будем обязательно им следовать. (Воспитатель показывает плакат с правилами).

Правила поведения в лаборатории:

• Не кричать.

• Не трогать без разрешения.

• Не пробовать на вкус.

• Соблюдать осторожность.

• Работать только на своем месте.

А еще в лаборатории находятся в специальной одежде. Давайте мы с вами наденем шапочки и перчатки.

Воспитатель: В природе кристаллы растут каждый со своей скоростью. Стороны кристалла растут в строго определенном направлении.

Большинство из таких кристаллов является драгоценными камнями. Посмотрите, у меня здесь есть несколько кристаллов :

• Розовый кварц или горный хрусталь;

• Селенит или прозрачный гипс;

• Кальцит;

• Сросшиеся кальциты;

Воспитатель: Ребята, если в природе кристаллы растут очень долго, то человек научился выращивать кристаллы в лаборатории. На это уходит очень мало времени: от нескольких минут до нескольких дней. Сегодня мы проведем удивительные опыты. Вырастим загадочный лес из кристаллов в стакане (показывает стакан с загадочным лесом). И начнем выращивать вот такой кристалл (показывает заранее выращенный кристалл).

Опыт № 1: «Загадочный лес».

Цель: показать процесс кристаллизации веществ при взаимодействии друг с другом.

Оборудование и материалы: ложка мерная – 2 шт., палочка стеклянная – 1 шт., стакан на 100 мл – 1 шт.

Реактивы и растворы: флакон № 1 – жидкое стекло – 100 мл, флакон № 2 – никеля сульфат – 5 г, флакон № 3 – кальция хлорид – 5 г.

Также понадобится: кипяченная охлажденная вода – 50 мл

Внимание! Опыт проводится только в присутствии взрослых! Стол, на котором проводится опыт, должен быть накрыт клеенкой. Необходимо строго следовать инструкции! Избегать попадания компонентов в глаза и рот! Если это произошло, немедленно промыть проточной водой!

1. В стакане смешать жидкое стекло из флакона № 1 и кипяченную охлажденную воду в объемном соотношении 1:1. Для этого налить в стакан воду до отметки «50 мл», а затем жидкое стекло до отметки «100 мл». Компоненты тщательно перемешать стеклянной палочкой.

2. В полученную смесь добавить мерной ложкой немного кристаллов никеля сульфата (флакон № 2) и кальция хлорида (флакон № 3). Постараться рассыпать кристаллы по всему дну стакана. Через 5-10 мин на дне начнет появляться «Загадочный лес».

Вывод: некоторые вещества при взаимодействии друг с другом вступают в химическую реакцию в результате чего образуются кристаллы.

После проведения опыта вылить воду из стакана, смыть большим количеством воды. Стакан и стеклянную палочку тщательно промыть. Вымыть руки с мылом, клеенку протереть влажной тряпочкой.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла вот такой красивый кристалл, который я вырастила заранее, потому что он должен расти несколько часов. Хотите вырастить такой же кристалл?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы сейчас вместе проведем опыт. А вот как будет расти кристалл, вы уже будете наблюдать в своей группе. Давайте начнем.

Опыт № 2: «Удивительный кристалл».

Цель: показать процесс кристаллизации веществ на какой-либо поверхности, помещенной в раствор.

Оборудование и материалы: поддон – 1 шт., два кусочка картона по 3,5 см и два кусочка картона по 4 см.

Реактивы и растворы: флакон с раствором вещества группы амидокислот, окрашенный пищевым красителем.

Также понадобятся: линейка, ножницы, клеенка.

Внимание! Опыт проводится только в присутствии взрослых! Стол, на котором проводится опыт, должен быть накрыт клеенкой. Необходимо строго следовать инструкции! Избегать попадания компонентов в глаза и рот! Если это произошло, немедленно промыть проточной водой! При проведении опыта выполнять все действия аккуратно! Не двигать стакан, не перемешивать раствор, не доливать в стакан воду и раствор!

Важно! Проводить опыт в теплом сухом помещении, так ка во влаж8ном помещении кристаллы растут медленнее. Не допускать попадания прямых солнечных лучей.

1. Установить поддон на ровной поверхности.

2. Отрезать от картона два кусочка по 3,5 см и два кусочка по 4 см.

3. Два кусочка по 3,5 см установите вертикально в любые два углубления в поддоне. Два кусочка по 4 см установите в оставшиеся два углубления. Картонки должны быть плотно зафиксированы и не выпадать из подставки.

4. Вылейте раствор в поддон. Допустимо, если раствор попадет на картонки.

5. Оставьте на дне флакона немного раствора и дайте ему высохнуть. Выпавший осадок может понадобиться вам позже для ускорения роста кристаллов.

6. Поместите поддон с раствором в сухое теплое место. Очень важно не помещать раствор под прямые солнечные лучи.

7. Уже через час на картонных полосках должны появиться первые кристаллы. Если этого не произошло, поместить на верхние грани картонок кристаллики из высохшего раствора во флаконе.

8. На картонки, где не растут кристаллы, переместить кристаллы с других картонок, где кристаллизация уже началась.

Вывод: после испарения некоторых химических растворов на поверхностях могут образовываться кристаллы.

После проведения опыта вымыть руки с мылом, клеенку протереть влажной тряпочкой. Утилизируйте остатки из набора и осыпавшиеся кристаллы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, как я уже говорила, этот кристалл растет несколько часов. Поэтому, вы увидите завтра, что же у вас получилось. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ну что же, отправимся на Фиксиборде обратно.

1, 2, 3 взлетаем, глазки все мы закрываем.

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.

А вот мы снова в детском саду, проходите, присаживайтесь, продолжим наше чаепитие.

За чаепитием обсуждается, что детям понравилось, что нового и интересного они узнали. Какое у них осталось впечатление от путешествия в лабораторию.

Литература:

Орликова Е. К. «Наблюдаем, делаем, познаем». Наблюдение и экспериментирование с природными объектами в детском саду; Методическое пособие,руководство для воспитателей детских садов и родителей. СПБ. : Издательство ЗАО «Крисмас+» 2019, стр.

Интернет ресурсы: иллюстрации к презентации, физминутка.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (декабрь 2020)Тема: «Выращивание кристаллов соли» Введение Кристаллы.

Фотоотчёт об экспериментальной деятельности по выращиванию кристаллов «Волшебное дерево»Фотоотчёт об экспериментальной деятельности по выращиванию кристаллов «Волшебное дерево» Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; - создавать условия для экспериментальной деятельности;.

Фотоотчет «Удивительный космос»Фотоотчет «Удивительный космос» Фотоотчет «Удивительный космос» Космос – это интересно, необычно, загадочно! А наша страна имеет особое отношение к этой теме: спутник,.

Лэпбук «Удивительный мир конструирования»Лэпбук «Удивительный мир конструирования» Тематика лэпбуков обширна. Действительно, в "папку на коленях" можно собрать различный материал по одной теме, главное, систематизировать.

ОД «Удивительный жираф»ОД «Удивительный жираф» Приоритетная деятельность: «Художественно-эстетическое развитие». В интеграции: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Проект «Удивительный мир динозавров»Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.

Проект «Загадочный и удивительный лес»Проект «Загадочный и удивительный лес» После проведённого проекта «Красная книга Кубани», (о котором я рассказывала в предыдущей публикации) ребята еще больше увлеклись ознакомлением.

Опыт выращивания кристаллов соли на синельной проволоке «Снежинки»Опыт выращивания кристаллов соли на синельной проволоке «Снежинки» В январе с ребятами мы проводили много опытов со снегом, водой, молоком и т. д. А расскажу я вам про очень увлекательный для детей эксперимент.

Удивительный дар — зрение!Удивительный дар — зрение! Как объяснить слепому, Слепому, как ночь, с рожденья, Буйство весенних красок, Радуги наважденье? Юлия Друнина Ни для кого не является открытием,.

Экспериментальная деятельность детей «Свойства соли и выращивание кристаллов из неё»Экспериментальная деятельность детей «Свойства соли и выращивание кристаллов из неё» Цели :-формировать у детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности; -закреплять и обобщать представления детей о свойствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Удивительный мир кристаллов»
Опубликовано: 13 сентября 2023 в 21:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Удивительный мир кристаллов»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Янушевская (УИ 673363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД