Валентина Бабошкина
Тематическая НОД «Как песня с оперой подружилась»
▼ Скачать
ООД «Художественно-эстетическое развитие».
Тематическое «Как песня с оперой подружилась».
Оформление зала:
1. Портеты композиторов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова.
2. Иллюстрации с изображением: березки, девушки с коровой, степного простора с летящим жаворонком, снегурочки.
3. «Музыкальный магазин» : ложки, трещотки, бубны, ксилофон, треугольники, колокольчики, балалайка, маракасы.
Предварительная работа:
Публикация «Тематическая НОД „Как песня с оперой подружилась“» размещена в разделах
Просмотр мультипликационного фильма «Снегурочка», повторить музыкальные жанры: песня, танец, марш. Вспомнить такие понятия, как (народная песня, опера, хор, солисты, романс).
Словарная работа:
Закрепить такие понятия, как композитор, народная песня, музыкальный оркестр, ария, характер музыки.
Программные задачи:
1. Учить выполнять движения, одновременно четко исполняя песню. Следить за ровным кругом, красивым хороводным шагом. Различать разно жанровую музыку и подбирать к ней соответствующую картинку.
2. Развивать творческое воображение, чувство ритма в игре на детских музыкальных инструментах, музыкальный слух, память, внимание.
3. Воспитывать интерес, к произведениям русских композиторов, любовь к народной песни.
(Под музыку «Как по травкам, по муравкам» (русская народная плясовая) дети входят в зал).
Музыкальный руководитель. Ребята, я очень рада видеть вас снова в нашем зале. Рассаживайтесь поудобнее и поведем мы с вами неторопливую беседу, музыкальную. Музыка - очень емкое понятие, которое включает много жанров. Какие вы знаете музыкальные жанры?
Дети. Песня, танец. Марш.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Сегодня мы поговорим о песне. Какие бывают песни?
Дети. Веселые, медленные, быстрые…
Музыкальный руководитель. Хорошо, скажите, а кто сочиняет песни?
Дети. Композитор.
Музыкальный руководитель. Молодцы! Но есть такие песни, которые сочиняет не один человек, а народ. Как называются такие песни?
Дети. Народные.
Музыкальный руководитель. Народной песни мы и посвятим наше занятие. О каких песнях пойдет речь, вы догадайтесь сами. Посмотрите, сколько картин в нашем зале. Именно они помогут понять содержание и название песни. Что вы видите на этой картине? (Изображена березка). Дети. Белоствольная береза, кудрявая, нежная.
Музыкальный руководитель. Скажите, как относились русские люди к березке?
Дети. С давних времен для людей береза была особым деревом, ей воздавали почести, считая, что береза отплатит им добром. Очень любили хоровод водить вокруг березки.
Музыкальный руководитель. Давайте и мы исполним хоровод «Во поле береза стояла».
Исполнение хоровода. «Во поле береза стояла» - русская народная песня.
Музыкальный руководитель. Скажите, какие чувства, настроения переданы в этой музыке? Какой характер песни?
Дети. Любовь к русской природе. Красота, нежность березки. Музыка спокойная, нежная, напевная.
Музыкальный руководитель. Хорошо. Теперь посмотрите на другую картину. Что здесь изображено?
Дети. Девушка со своей коровушкой.
Музыкальный руководитель. Кто догадался, о какой песни пойдет речь?
Дети. «Ой, вставала я ранешенько».
Музыкальный руководитель. Скажите, какой характер у этой песни?
Дети. Веселый, шутливый, радостный.
Музыкальный руководитель. Народные песни очень разнообразны : они и медленные и быстрые; слагались они давным-давно, но живут и поныне. Почему?
Дети. Потому, что у них простая красивая мелодия. Они передают образ жизни русского народа. Они рассказывают о красоте русской природе.
Музыкальный руководитель. Именно красота русской природы вдохновила многих композиторов на создание песен, романсов о родном крае. Один из них - Михаил Иванович Глинка. Через всю жизнь пронес М. И. Глинка любовь к родной природе, которая окружала его с детства, и образы, которые он воспевал в музыке. Давайте посмотрим вот на эту картину. Вы, наверное, догадались, о каком произведении пойдет речь.
Дети. Это романс «Жаворонок».
Музыкальный руководитель. Мы с вами знакомы с этим произведением. Давайте прослушаем его еще раз. Но в этот раз мы будем его слушать с закрытыми глазами. Пожалуйста, постарайтесь представить, что сейчас лето и вы находитесь где-то за городом. Постарайтесь пофантазировать и запомнить эти картинки.
(Звучит аудиозапись).
Музыкальный руководитель. Скажите, пожалуйста, какие картинки вы увидели?
Дети. Русское раздолье. Аромат лугов. Просторное голубое поле. Слышно птичье пение, трели жаворонка. Передается ощущение покоя. Очарования русской природы.
Музыкальный руководитель. Ребята, может кто-то из вас хочет исполнить эту песню?
(Индивидуальное исполнение песни по желанию детей).
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, помимо картин в нашем зале разместился интересный уголок, похожий на магазин.
А магазин-то не простой - уникальный.
Называется магазин - музыкальный.
На витрине магазина инструментов всех не счесть:
Балалайка, треугольник, даже ксилофон здесь есть,
Скрипка. Бубны, маракасы, ложки очень хороши.
И веселая трещотка - выбирайте для души!
Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думайте, почему в нашем зале разместился такой интересный магазин?
Дети. Потому, что инструменты в этом магазине народные.
Музыкальный руководитель: Правильно. Русский народ любит сопровождать пение. Танцы игрой на музыкальных инструментах.
Выходи, народ, скорей, заиграй-ка веселей.
Игра на детских музыкальных инструментах. «Ах вы, сени» - русская народная мелодия.
Музыкальный руководитель. Ребята, мелодия какой песни прозвучала?
Дети. «Ах вы, сени».
Музыкальный руководитель. Скажите, какая эта песня по характеру?
Дети. Веселая, звонкая. Радостная. Хочется плясать.
Музыкальный руководитель. Все время мелодия звучала одинаково?
Дети. Нет. Она звучала то тихо, то громко, то медленно, то быстро.
Музыкальный руководитель. Ребята, мы еще раз убедились, насколько разнообразен мир народной песни. Поэтому русские композиторы использовали их в своих произведениях, украшали ими оперы. Что такое опера?
Дети. это музыкально - театральное произведение, в котором вместо разговора звучит пение.
Музыкальный руководитель. Молодцы! Во многих операх хороводные песни легко «сдружились» с оперными ариями. О какой опере пойдет речь, вы догадайтесь сами. (Картина с изображением Снегурочки).
Дети. Опера «Снегурочка» композитора Н. А. Римского - Корсакова.
Музыкальный руководитель. Н. А. Римский - Корсаков включил народную песню в оперу, сохранил ее красоту, не изменил мелодию, слова. Это хороводная песня «Ай, во поле, липонька». Какая музыка по характеру?
Дети. Плавная, нежная, весенняя, льется, словно ручеек.
Музыкальный руководитель. Но, чтобы мелодия зазвучала в опере еще красивее, композитор украсил ее распевами разных голосов. Давайте послушаем.
(Звучит аудиозапись). Скажите, какие голоса вы услышали?
Дети. Женские, мужские, голоса солистов.
Музыкальный руководитель. Как называется звучание многих голосов?
Дети. Хор.
Музыкальный руководитель. Действительно, мы прослушали пение хора и солистов. Солистами были Снегурочка и Лель. Какие интонации вы услышали?
Дети. Мягкие, нежные.
Музыкальный руководитель. Скажите, а когда происходит эти события оперы-сказки «Снегурочка»?
Дети. Весной.
Музыкальный руководитель. Правильно, весной оживает вся природа. Народ радуется пробуждению, обновлению. Всю свою радость отражает в песнях, хороводах, играх. Я думаю, вы тоже согласны поиграть.
Эй, ребята, не зевай, да горелки начинай.
(Русская народная игра) - «Горелки».
Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше путешествие в мир народной песни. Я, думаю, что народная песня будет вашим постоянным спутником, который принесет только радость и удовольствие.