Марина Губирова
Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные:
Расширить знание детей о кабардинской национальной одежде.
Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани. Познакомить с историей кабардинского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
Публикация «Конспект НОД „История развития кабардинской национальной одежды“» размещена в разделах
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Кабардино-Балкарская Республика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.
Развивающие :
Развивать у детей умение сравнивать, описывать, делать выводы; Обогащать словарный запас за счёт названия одежды,
Развивать речь, память, желание участвовать в коллективной беседе, доказывать точку зрения. Поощрять творческую фантазию и познавательный интерес. Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к кабардинским народным традициям, любовь к своему народу, бережное отношение к одежде, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Материалы к занятию: Презентация с изображением кабардинских национальных костюмов. Сатаней в кабардинском национальном костюме. Картинки шапки и нарукавники для оформления бусами и золотыми нитками, клей, пазлы «Адыгэ фащэ».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с кабардинскими национальными костюмами, чтение кабардинских народных сказок.
Словарь:башлык,бурка,нагрудник,нарукавник,орнамент,черкеска,
газыри,газырницы,шаль.
Ход занятия.
1. Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.
В:Ребята!Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы с вами попадём в прошлое нашего кабардинского народа, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим,в каких одеждах они ходили.
А чтобы попасть туда, нам надо найти ключ от двери.
С давних времён наш народ славился традициями, обычаями, вкусной едой, красивой одеждой, пословицами,где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.
И если вы вспомните народные кабардинские пословицы, наши двери откроются.
1 реб: Нэмыс здэщымы1э,насып щы1экъым.
2 реб: Уи псалъэ гъэ1эси,уи нэмыс гъэбыдэ.
3 реб: Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.
4 реб: Лэжьыгъэм уегъэлъап1э,щхьэхынагъэм уегъэпуд.
5 реб: Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.
6. реб: 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.
7. реб: Ф1ы пщ1амэ,ф1ы къыпок1уэ.
8. реб: Улажьэмэ лыжь пшхынщ,умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.
Двери раскрываются медленно под тихую национальную музыку, и дети попадают в прошлое время. Помещение обставлено старинными предметами,а так же висят национальные костюмы (женские и мужские).В помещении находится женщина внациональном костюме,сидит и вышивает национальную шапку.
В:Ребята! Ой,посмотрите,это же Сатаней.
-Откуда она к нам пришла (из кабардинской сказки.)
-Как называется сказка? (Сын камня.)
-И кто же Сатаней (Она мама Сосруко)
Давайте подойдём к ней и поздороваемся.
Д: Здравствуйте Сатаней!
С: Здравствуйте,мои дорогие!Добро пожаловать!Как хорошо,что вы попали сюда. И вы много узнаете о национальном костюме. Раньше,в давние времена,народы Северного Кавказа носили национальные костюмы. (Слайд№1)И у каждого народа был свой костюм,который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка (Слайд№2) костюмы бывают разные:на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.
(Слайд№3)Дети,вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?
Д:Адыгэ фащэ.
С: Молодцы!
2. С: (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.
В: Наши дети знают из чего состоит женский костюм.
Ребята, вспомните из чего состоит женский костюм?
Д:Из платья,нагрудника,нарукавника,шапки с шалью,пояса, золотого пояса.
В:Правильно,дети,молодцы!
В:Ребята,раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: бархат,плотный шёлк.
В:Ребята, а вы знаете чем украшали платье?
Д:Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом-ветка яблони,рога барана,следы животных,трилистник и т. д).
В:Они так вышивали,потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.
В:Молодцы!
В: (Слайд№5)Наши дети ещё знают,когда надевают нарукавные подвески. Давайте вспомним, когда надевают нарукавные подвески.
Д:Их надевают в праздничные,торжественные дни,ещё во время свадеб.
В:Я вам расскажу,почему их надевали.
Раньше мужчинам не разрешли смотреть на руку девушки,и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником,и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.
В:(Слайд№6)-Кто мне покажет нагрудник?
Д:Вот это нагрудник.
В:Молодец!В нагруднике вдоль разреза по сторонам застежек часто нашивали подвески,расположенные одна под другой от плеча до пояса. А вы знаете,какими подвесками украшали?
Д:Они имели вид шариков на цепочках.
В:Молодцы,правильно!
(Слайд№7)А на голове девушки носили шапки с шалью.
Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?
Д: Форму цилиндра.
В: Основой шапки является твёрдый картон,который потом обтягивался тканью из бархата,сукна. Украшали также национальными орнаментами.
В:Ребята,вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм,вспомнили из чего он состоит,узнали много нового.
Сат:Ребята,а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.
3. Физминутка: Игра «Пы1э къуэдзэ».
Молодцы сели все.
4. В:(Слайд№8)Теперь посмотрите на мужскую одежду.
-Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?
Д: Черкеска,шапка,башлык,рубаха,пояс, кинжал, штаны, наговицы.
В: (Слайд№9)Черкеска-мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого,серого. Ещё каких цветов?
Д: Чёрного,белого,синего.
Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах.
Чем украшали черкеску?
Д:(Слайд№10)Черкеску украшали газырями.
В: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.
В:(Слайд№11) -А это что ребята (Головные уборы)
Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.
В:(Слайд№12)Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.
Вспомните что это такое и чем его украшали?
Д: Башлык,украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.
В:(Слайд№13)Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Сат: Ребята,а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду (Слайд№14)
Д:Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.
В:Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду,сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети Сатаней, очень любят свою землю,охраняют и берегут. Вот об этом нам расскажет Ланочка.
Реб: Небо адыгов, земля адыгов,
В небо вздымаясь,тобой любуюсь.
Небо адыгов, земля адыгов.
Пока живу я, дышу тобою.
5. В:И у нас для тебя Сатаней сюрприз.
Для этого мы разделимся на три группы.
Первая команда будет работать вот за этим столом, нужно помочь Сатаней собрать картинку адыгэ фащэ.
А вторая команда будет работать, вот здесь, им нужно украсить нарукавник,для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышевкой, а с золотой.
Третья команда будет работать, за этим столом,там у нас лежат готовые заготовки шапок из пластилина и вам нужно прикрепить бусенки,чтобы получилось золотая шапка.
Под спокойную музыку дети выполняют работу.
Сат:А вы умеете танцевать кабардинский танец?
В: Да,они умеют и сейчас вам покажут.
6.«Кабардинский танец»