Шавкова
Конспект НОД «Эксперименты с мукой» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение д\с № 6 «СЕМИЦВЕТИК» комбинированного вида
городского округа город Шарья Костромской области
Конспект
совместной деятельности
«Эксперименты с мукой»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
(логопедическая)
Образовательные области:
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное»
Подготовила и провела воспитатель группы компенсирующей
направленности (логопедическая)
Публикация «Конспект НОД „Эксперименты с мукой“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мука. Свойства муки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Шавкова Татьяна Вениаминовна
Шарья 2016 г.
Цель: Уточнять и расширять знания детей о свойствах муки через экспериментально –исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи:
Образовательная область «Физическое развитие» :
-сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
-сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;
-формировать представления о значении двигательной активности, умение использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
-формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;
-совершенствовать речь как средство общения;
-формировать умение связно, последовательно формулировать ответы на поставленные вопросы;
-формировать умение организовывать сюжетно-ролевые игры, выполнять игровые действия, ролевые отношения.
Образовательная деятельность «Познавательное развитие» :
1. Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.
2. Познакомить со свойствами муки.
3. Совершенствовать речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, ввести в словарь детей слова «зерно», «кофемолка», «дрожжи», «хлебобулочные изделия», «сито».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-формировать эстетический вкус
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развивать умение анализировать результаты исследовательской работы,
-развивать речь, умение четко проговаривать слова;
-развивать внимание, память, мышление
-развивать навыки общения в ролевых играх
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к окружающему миру,
-воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
-воспитывать умения старательно и аккуратно выполнять поручения.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Зерновые культуры», замешивание соленого теста, рассматривание хлебобулочных изделий:
хлеба, плюшек, печения, порогов, пиццы и т. д.
Демонстрационный материал: корзина с хлебобулочными изделиями, салфетка, дрожжи, сахар, хлебные зерновые культуры (зерна пшеницы, ржи, риса, овса, кукурузы, ржи, ручная кофемолка, халат.
Раздаточный материал: салфетки на стол, лупа, ложка, кувшин с водой, стакан с мукой (на каждого, 2 салфетки. стакан с мукой поднос и сито -комплект на 2 детей, атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Свежий хлеб».
Цель деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть. .
Цель: Создать мотивацию на предстоящую деятельность.
Расширять знания о хлебобулочных изделиях, знания пословиц и загадок о хлебе. Воспитатель показывает детям корзину с хлебобулочными изделиями (прикрыта салфеткой)
- Посмотрите, дети, нам оставили корзину. А что в ней? Я слышу вкусный запах, Кто догадается, какой запах? Пахнет вкусным хлебом.
Открывает салфетку. Рассматривают хлеб в корзине. Как одним словом назвать, что в корзине? : Хлебобулочные изделия. Просит повторить детей.
-Дети, кто знает загадки, пословицы и поговорки о хлебе.
Хлеб бросать – силу терять.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.
Хлеб- наше богатство.
-Дети, кто знает из чего пекут хлеб? Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские,
макаронные изделия.
А кто догадался, кто мог оставить у нас корзину?
Правильно-это может быть повар.
Дети стоят около воспитателя.
Отвечают на вопросы
(Черный и белый хлеб, пироги, печение)
Повторяют хором и индивидуально
понятие: «хлебобулочные изделия»
Дети загадывают загадки, пословицы и поговорки о хлебе
Дети высказывают свои предположения
Основная часть.
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о полезных свойствах муки через эксперименталь-но –исследователь-
скую деятельность. Совершенство-
вать речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, ввести в словарь детей слова «зерно», «кофемолка», «дрожжи», «хлебобулочные изделия», «сито».
Цель: Формировать умение снимать негативное настроение, мышечное напряжение.
Развивать умение сочетать движения со словами при выполнении упражнений.
Цель:
1. Познакомить со способом измельчения зерен гречи в кофемолке.
2. Расширять
и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах
(зернах овса, ржи, риса, гречи).
3. Совершенствовать речь, умения более точно характеризовать объект,
Цель: -формировать умение организовывать сюжетно-ролевые игры, выполнять игровые действия, ролевые отношения.
– Дети, я вам предлагаю изучить свойства муки. Давайте пройдем в нашу лабораторию, для этого нам нужно надеть халаты, чтобы не испачкаться в муке и шапочки.
Садитесь за столы, не забывайте про осанку.
-Возьмите стакан с мукой,
осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.
-Из бумажного стакана высыпаем муку в ситечко. Работает в паре, так как ситечко у вас одно на двоих. Через ситечко высыпаем муку в тарелку. Договаривайтесь, кто высыпает первый, кто второй? Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.
Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.
Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.
-Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) –
Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.
Вытерите руки салфеткой.
Дети, для того чтобы испечь пышные булки, что нужно добавить в тесто?
Добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
– Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.
Воспитатель ставит стаканы на батарею и закрывает салфеткой.
Физминутка.
Что нужно делать для укрепления нашего здоровья кроме вкусного и полезного хлеба?
Физические упражнения.
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (Наклоны туловища,
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов.
(Ходьба до пяти шагов)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай!
(Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница.
(Наклоны в сторону)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков!
(Прыжки до пяти).
Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т. д.)
Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.
– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь. Гречиха)
– Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия.
Подойдите к столам.
–Здесь на столах в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
– Давайте сами попробуем сделать муку из гречки, при помощи ручной кофемолки.
– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась.
– А давайте сравним с магазинной пшеничной мукой. – А почему же она не белая?
В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!
Итог.
Вывод: Итак, какие чудесные свойства муки вы сегодня узнали?
Все вы сегодня были молодцы. И я хочу вам подарить вкусное печение. Угоститесь за завтраком.
Скажите, дети, в каких магазинах мы можем купить свежие хлебобулочные изделия? (В продуктовых, в магазине, в магазине «Хлеб»).
Снимите свои халаты и шапочки. Мы с вами пойдем в магазин.
Сюжетно-ролевая игра «Свежий хлеб»
-Посмотрите, дети я приготовила вам денежки и вы сможете купить в нашем магазине вкусный свежий хлеб, булочки, пироги. Пойдемте в наш магазин. Посмотрите сколько завезли в магазин свежих пирожков булочек. Нужно сначала выбрать продавца.
Дети садятся на стулья за столы.
Дети берут стакан и нюхают муку.
Повторяют.
Дети работают в парах, Просеивают муку на поднос.
Повторяют.
Повторяют:
– Мука – мягкая, пушистая.
Дети рисуют пльчиком.
Дети размешивают муку в стакане (1/4) с водой
Дети выкладывают тесто на поднос с мукой и раскатывают шарики.
Вытирают руки.
Дети высказывают свои предположения
Дети выполняют упражнения.
Дети стоят в кругу, ловят и возвращают мяч с ответом.
Ответы детей
Дети встают вокруг столов, берут лупу и рассматривают зерна.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети называют свойства муки: имеет запах; мягкая, пушистая; сыпучая; липкая; перемалывают из зерен.
Дети подходят к модулю «Магазин».
Рассматривают
хлебные изделия, выбирают продавца, развивают сюжет игры самостоятельно.