Ляйсан Сатдинова
НОД «Соломенная кукла Масленица» (подготовительная группа)
▼ Скачать
Конспект занятия по интеграции ООД - познавательной деятельности, социально - коммуникативной деятельности, ХЭР, ФР.
“Соломенная кукла-Масленица” для детей подготовительной к школе группы
Цель:
- дать знания и навык делать “Соломенная кукла-Масленица”.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение;
Публикация «НОД „Соломенная кукла Масленица“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Масленица
- Кукла-стригушка. Куклы из травы и соломы
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Формировать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Материал:
современные куклы из сюжетно-ролевого уголка; “Соломенная кукла-Масленица”, солома, красные нитки, прямоугольник белого ситца, нитки №10 (белого цвета, ножницы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.) В нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и Барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) , как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.) А ты,., как назвала свою куклу? (Ответ.) , а как бы ты назвал вот этого пупса? (Ответ.) Когда я была маленькой,
тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку.
Становитесь рядом со мной и повторяйте за мной движения.
Игровое упражнение “Это мы можем”
Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: “Это тоже я могу”.
Кто, скажите, сможет, Дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу,
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Воспитатель: Молодцы! Про что мы говорили? (Ответ ребенка.) Правильно.
А теперь усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю.
Посмотрите, у меня в руках “Соломенная кукла-Масленица” удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Кто такие предки?
Ответ ребенка: Это наши бабушки и дедушки.
Воспитатель: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами.
Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.
Дети: Безлика.
Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу.
По легенде Масленица жила на Севере, была дочкой Деда Мороза и Метелицы. Однажды, человек увидел хрупкую девочку, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил помочь уставшим от долгой зимы людям согреть и развеселить их. Масленица согласилась и, превратившись в здоровую, румяную женщину, блинами, хохотом и плясками заставила род человеческий позабыть о зимнем ненастье.
Кукла масленица является обязательным атрибутом веселого народного гулянья — проводов зимы. Присутствие в доме домашней куклы масленицы в старину было обязательным. Кукла делалась на год, а затем на празднике сжигалась или пускалась по воде. Масленица символизирует достаток в семье и является мощным оберегом жилища. Куклу помещают перед входом в дом или в красном углу избы. Многие и сейчас верят в ее чудодейственную силу.
Традиционно брядовую куклу Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево, олицетворяющее буйную силу природы.
На руки кукле вешали тесемки, завязывая которые загадывали желание.
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)
Предлагаю сделать обереговую куколку «Масленица».
Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть солома и палочки. Еще есть вата, ниточки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани.
Все необходимое, что нужно для нашей куклы. Вы наверное устали? Давайте отдохнем.
Вставайте и выйдите из-за стола.
Физминутка “Раз, два, три, четыре, пять”
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (Показать “силу”)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).
Воспитатель: Ну, вот, отдохнули, а теперь примемся за работу. Берем вату и катаем плотный шарик.
Берем квадрат из белой ткани (у меня марлин, размер 20 х20 см., березовую палочку 28 см., синтепон. Шарик из синтепона обтягиваем тканью, надеваем на палочку и привязываем нитью. Берем белый материал, синтепон, березовую палочку размером 16 см., скручиваем и перевязываем в трех местах. Получились ручки закручиваем. Привязываем руки ниткой крест - накрест к телу «Масленицы». Делаем валик из белого материала и синтепона (заготовка для груди) и привязываем к кукле крест-накрест. Цветной лоскут ткани, предназначенный для рубахи, складываем пополам и делаем разрез для головы и рук. Из пряжи для вязания желтого и оранжевого цвета плетем косу. На ручки завязываем ленточки.
И вот наша кукла готова.
Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?
Дети: “Соломенная кукла-Масленица”.
Воспитатель: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.) А что вы будете с ней делать?
Ответы детей.
Теперь вы можете играть со своими куклами.
Дети развивают свою игру в центре сюжетно-ролевой игры.