Бельченкова Марина Павловна
Конспект НОД в подготовительной группе «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Семейный бюджет» (подготовительная группа)
Цель: формировать у детей первичные экономические представления, развивать экономическое мышление. Раскрыть суть понятия «семейный бюджет» и его основные источники.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет; познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета; воспитывать бережливость; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Обогащение словаря: бюджет, заработная плата, стипендия, пенсия.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Простоквашино», чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», беседы «Что можно купить за деньги?», «Потребности человека».
Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, монеты по 20 штук, карты-схемы.
Ход занятия:
Чтение стихотворения Шауката Галлиева
Три копейки на покупку
Маму в магазин провожает сын, Три копейки ей дает: «Вот! Купи мне самолет! А еще –ружье, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки. Постарайся не забыть! А на сдачу можно даже И свистульку мне купить!»
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
- О чем мы будем сегодня разговаривать?
Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит : «Я нечего покупать не буду. Я экономить буду.»
-Что значит экономить?
-Вы слышали от своих родителей такие слова? В каких случаях?
Показ презентации. На экране семья.
Ребята, у каждого из вас есть семья. Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? Из кого состоит ваша семья? Видите, семьи бывают разными: большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Чем занимается папа? Что делает мама? За свой труд они получают зарплату-это деньги, получаемые за работу.
Что делает бабушка? Бабушка не работает, но получает пенсию. Пенсия –это деньги.
Старшая сестра учится в колледже и получает стипендию. Стипендия- это деньги.
Откуда в вашей семье появляются деньги?
Да, за то, что люди работают, им платят заработную плату, потому что каждый труд должен оплачиваться.
Если сложить все деньги семьи вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки, стипендию сестры, то получается доход семьи (на экране показать слайд со схематическим изображением семейного бюджета).
У каждого члена семьи есть какие-то свои желания и потребности. Потребности бывают разные, давайте попробуем в этом разобраться.
Есть такие потребности, которые жизненно важные, то есть те, без которых человек не сможет жить. А есть такие потребности, без которых человек может и обойтись и его жизнь от этого не зависит. Их можно назвать просто - желаниями.
Работа с картами-схемами.
Определите, что это: потребность, или желание? (еда, отдых, вода, автомобиль, одежда, воздух, жилье, игрушки.
У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи.
Задание: определите потребности семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора, еда, жилье.)
Физкультминутка
А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье? (ответы детей.) За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, или потратить их на какие-то другие цели. Важно экономно и разумно использовать деньги, ведь они нелегко зарабатываются. Мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить какие-то товары, например, стиральную машину, а можем купить мороженое. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а как долго мы будем есть мороженое? (ответы детей). Значит, стиральную машину мы назовем «товаром длительного пользования», а порцию мороженого — «товаром кратковременного пользования».
Какие еще вы знаете товары длительного пользования ( ответы детей: машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.). А теперь назовите товары кратковременного пользования ( ответы детей: продукты питания и т. д.
Еще мы должны расходовать деньги на разные услуги, например: плата за жилье (за отопление, воду, электричество). За какие услуги еще мы должны платить? ( ответы детей: за телефон, за детский сад, за отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.)
Предлагаю поиграть в игру. Правила простые: если вы относите что-то к доходу, то поднимаете зеленую карточку, а если к расходу, то поднимаете красную карточку.
- родители получили зарплату
- купили продукты
- вам подарили деньги на день рождение
- старший брат получил стипендию
- вы потеряли кошелек
- родители купили вам новую игрушку
- бабушка получила пенсию
- купили маме новые сапоги
- папе купили запчасти на машину
- мама получила прем
Ребята, как вы думаете, легко распоряжаться деньгами в семье? Представьте, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Предлагаю вам самим составить семейный бюджет.
(Каждому ребенку выдается по 20 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата (в секторе изображено лампочка, кран с водой и батарея, Питание (в секторе - продукты питания). Одежда (в секторе - одежда и обувь). Развлечения (в секторе – кинотеатр, зоопарк). Игрушки (в секторе – игрушки). Сектор сюрприз (в секторе – знак вопроса). Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности: жильё, одежда, еда).
После выполнения задания и выслушивания ответов, детям предлагается сектор «сюрприз». По одному посыльному вытягивают карточки, на которых изображены «непредвиденные расходы» : сломанный холодильник и сломанная стиральная машина. Задание: пересмотреть семейный бюджет и объяснить, почему сделали именно такой выбор.
Рефлексия
О чем сегодня мы говорили? Что такое «семейный бюджет?» Как им правильно распоряжаться?