Лучший педагог года

Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!»

Татьяна Кузнецова
Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о свойствах природных стихий: вода, воздух, огонь, земля в многообразии их проявлений и значимости.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.

2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.

3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

Развивающие задачи:

1. Развивать исследовательские способности и навыки.

2. Развивать любознательность, познавательную активность

Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе „Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!“» размещена в разделах

3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.

4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.

5. Расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.

2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.

Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.

Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная

Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, вулкан, полезные ископаемые, нефть, природный газ, муссоны, наводнения, снежные бури, песчаные бури.

Предшествующая работа:

Игры с водой, песком, мячом, изучение свойств воды и воздуха, наблюдение за ветром на прогулке, чтение рассказов познавательного характера о воде, беседы с детьми о ветре, просмотр фильмов о природных стихиях, загадывание загадок о воде, воздухе, огне, земле.

Материалы: плакаты, иллюстрации, картины, средства ИКТ

Оборудование для опытов:

Мыльные пузыри, пакеты, банки с водой, баллон пены для бритья, пипетки, гуашь, карточки для дидактической игры «Что необходимо пожарному?», пазлы, семена цветов, контейнер с землёй, ёмкость с песком, мелкие камушки, влажные салфетки.

.

Содержание НОД.

1. Организационный момент.

Доброе утро! Я Вам говорю

Доброе утро, я Вас всех люблю.

Желаю Вам хорошо заниматься

Слушать внимательно, не отвлекаться.

-Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить.

Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее

настроение, чтобы много узнать, надо быть внимательными, не

кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.

Договорились? Вот и замечательно.

-Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной, переверните его и внимательно рассмотрите.

2. Знакомство и работа с символами

- У кого такая картинка (показываем «воду»? Как вы думаете, что нарисовано? – Это вода. Вы будете водой. «Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)

- У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»

Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)

- Никто не ошибся? Сейчас проверю.

Игра «Кого назову, покажи свой символ»

- Если скажу «Вода», подымают символ те дети, у которых на кружке изображена вода (аналогично) «Воздух», «Огонь», «Земля»

- Ребята, вам знакома пословица «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?

- Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней?»

- Как думаете вы? (показываю на «Воду») А вы? (показываю на «Воздух») «Огонь», «Земля» (аналогично)

- Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.

То, что создала природа, окружающая человека среда, все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.

- А кто еще изображен рядом с человеком? (ответы детей) А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком? (ответы детей)

- Правильно, и животным и растениям, всему живому необходимы ВВОЗ. Догадались, о чем наше занятие? О «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле».

2. Основная часть.

Воспитатель:

- А теперь присядьте на ковер и послушайте

одну замечательную легенду о природе.

Жили-были во Вселенной Звезда по имени Солнце Красное и Планета Земля Прекрасная. Повстречало Солнце Красное, Землю Прекрасную приглянулись они и полюбили друг друга и больше никогда не расстались. Планета Земля кружиться вокруг Солнца окружая его своей заботой. А Солнце каждый день дарит свое тепло и свет. Народились у Земли и Солнца детки чудные, четыре природных стихии: Вода, Земля, Воздух и Огонь. Но однажды поссорились они и решили выяснить кто из них важнее для человека и сильнее.

Ребята эту легенду я вам рассказала не случайно. Вы помните, что означает слово «стихия»?

Дети: -Явление природы, проявляющееся как могущественная разрушительная сила.

(Слово «стихия» придумали греки, то есть жители Древней Греции и в переводе на русский язык означает «первооснова природы» или «начало от всех начал» – это и есть Земля, Вода, Воздух, Огонь.)

Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет. Но для этого нам нужно отправиться в путешествие и найти символы этих стихий, а в этом нам поможет сила знаний.

3. Просмотр слайд-шоу

4. Практическая часть

- Ребята! Мы с вами посмотрели презентацию и узнали много интересного. А сейчас я предлагаю пройти в нашу лабораторию и продолжить знакомство с увиденным ранее.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Ребята! Давайте подойдём к первому столу. Посмотрите, что изображено на картине

Воздух

Загадываем загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух»)

А где прячется воздух?

Хорошо: освежает в жару, подгоняет при движении суда, человек им дышит.

Плохо: сильные ураганы, бури, смерчи, разрушительная сила и т. д.

Опыт 1 «Мыльные пузыри»

Ребята, кому не нравится надувать мыльные пузыри? Мне, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри?

Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.

Опыт 2 «Поймай невидимку»

Нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим.

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Сначала широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь.

Тут-то мы быстро закрутим края пакета. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дети берут полиэтиленовые пакеты и ловят невидимку.

Вода

Воспитатель: Продолжаем путешествие по лаборатории.

Ребята подошли к следующему столу и здесь нас ждёт картинка (Вода)

Загадываем загадку:

Я и тучка и туман,

Я река и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу (вода)

Ребята, рассмотрите внимательно и ответьте, «Вода это хорошо или плохо»? (Дети отвечают) .

Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.

Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Вода – удивительное чудо» - почему так говорят (потому что без воды всё умрёт).И сегодня мы с вами это докажем.

Опыт 1 «Дождевые облака»

В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Опыт 2 «Зеркала»

Перед вами лежат зеркала, возьмите их.

- Подышите на них

- посмотрите на них, потрогайте пальчиком

- Что образовалось на зеркале? (капельки)

- Какой можно сделать вывод

Вывод: В человеке есть вода.

Физкультминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим. (Руки вверх – глубокий вдох)

Руки плавно опускаем, (Руки опустили – выдох)

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели (Присели)

Свои ручки мы погрели, (Руки вперед)

А костер все выше, выше: (Потянулись вверх на носочках)

Ты, костер, гори потише (Присели)

На земле могу скакать (Прыжки на двух ногах)

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться (Повороты вокруг себя)

Ей могу и поклониться. (Низкий поклон)

Ну а нам пора дальше идти,

Огонь

Загадываем загадку:

Рыжий зверь в печи сидит

Рыжий зверь на всех сердит

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь- 01)

- Молодцы! Отгадали правильно. Действительно здесь находиться стихия огня. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Для человека он давал свет и тепло. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как он превращался во врага. Происходят пожары и страдают люди. Давайте с вами разберё мся: когда огонь для нас – друг, а когда – враг.

Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.

Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить.

-Когда огонь бывает другом? А когда врагом (ответы детей) Я предлагаю нам с вами разделиться на две команды и выполнить задания

Задание 1

Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?»

-Вам необходимо разместить на доске карточки с предметами, которые нужны пожарному. И постараться не ошибиться.

Задание 2

Игра «Собери пазлы»

-А вам, ребята, нужно правильно собрать из пазлов картинку.

Земля

- Ребята! Наше занятие подходит к концу. Как вы думаете, про какую стихию мы с вами ещё не поговорили? Отгадайте загадку

Чёрная, сыпучая

В полях насыпана кучами

Можешь ты её копать

И растения сажать. (земля)

Правильно- это земля.

Воспитатель: Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей).

Хорошо: Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Из Земли вырастает все красивое: цветы, кусты, деревья они украшают нашу жизнь.

Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель. В Земле находятся полезные ископаемые.

Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека (экологические катастрофы)

Задание 1

Дидактическая игра «Найди ископаемые в земле»

-Ребята вам необходимо обнаружить в недрах нашей земли всё, что приносит пользу человеку. (дети ищут в ёмкостях с песком спрятанные предметы)

Задание 2

Дидактическая игра «Юные огородники»

Ну что ребята, а как нам украсить нашу землю?

Как мы это можем сделать? (посадить цветы)

(посадка семян цветов бархатцев).

Игра «Спор»

- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я плохо. Начнем с земли. Начинайте:

Земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)

- Нет, земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома

Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)

- Нет, воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6)

Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)

- Нет, вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9…)

Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)

- Нет, огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12…)

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

5. Подведение итогов

Воспитатель:

- А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека. Дети отвечают и обоснуют свой ответ.

- Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно чтобы Воздух был чистым и свежим, Вода прозрачной, Огонь помогал нам, а не пугал, а Земля кормила нас, как и прежде!

Все стихии очень тесно взаимосвязаны между собой и человек пользуется ими. И чтобы природа служила человеку долгие годы необходимо ее беречь.

Есть па Земле огромный дом под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!

На этом наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста. Задачи: - дать детям понятие о закаливании, о его значении для формирования,.

Фотоотчёт о мероприятии в ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Фотоотчёт о мероприятии в ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» В нашем детском саду сегодня прошло музыкально-спортивное мероприятие «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», в котором принимали.

Фотоотчет о летнем празднике «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Фотоотчет о летнем празднике «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Лето- замечательная пора. Все любят лето за его краски. Лето всем нам дарит много радости,счастья,солнца. Лето - это отдых и прогулки с друзьями.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей старшей группыКонспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей старшей группы Описание материала: непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков.

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» «Счастливый ребенок — это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке". Евгений Комаровский.

Консультация «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Консультация «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Закаливание детей в летний период Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Но лето – это еще и самое подходящее.

Праздник для детей старшей и средней группы «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной.

Развлечение в средней группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Развлечение в средней группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Цель: Создать у детей доброе позитивное настроение от участия в конкурсах, играх. Задачи: -формировать.

Рекомендации для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию атмосферных температур воздуха и предотвратить частые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!»
Опубликовано: 1 ноября 2021 в 13:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД