Татьяна Кузнецова
Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о свойствах природных стихий: вода, воздух, огонь, земля в многообразии их проявлений и значимости.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе „Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.
Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная
Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, вулкан, полезные ископаемые, нефть, природный газ, муссоны, наводнения, снежные бури, песчаные бури.
Предшествующая работа:
Игры с водой, песком, мячом, изучение свойств воды и воздуха, наблюдение за ветром на прогулке, чтение рассказов познавательного характера о воде, беседы с детьми о ветре, просмотр фильмов о природных стихиях, загадывание загадок о воде, воздухе, огне, земле.
Материалы: плакаты, иллюстрации, картины, средства ИКТ
Оборудование для опытов:
Мыльные пузыри, пакеты, банки с водой, баллон пены для бритья, пипетки, гуашь, карточки для дидактической игры «Что необходимо пожарному?», пазлы, семена цветов, контейнер с землёй, ёмкость с песком, мелкие камушки, влажные салфетки.
.
Содержание НОД.
1. Организационный момент.
Доброе утро! Я Вам говорю
Доброе утро, я Вас всех люблю.
Желаю Вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, не отвлекаться.
-Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить.
Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее
настроение, чтобы много узнать, надо быть внимательными, не
кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.
Договорились? Вот и замечательно.
-Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной, переверните его и внимательно рассмотрите.
2. Знакомство и работа с символами
- У кого такая картинка (показываем «воду»? Как вы думаете, что нарисовано? – Это вода. Вы будете водой. «Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)
- У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»
Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)
- Никто не ошибся? Сейчас проверю.
Игра «Кого назову, покажи свой символ»
- Если скажу «Вода», подымают символ те дети, у которых на кружке изображена вода (аналогично) «Воздух», «Огонь», «Земля»
- Ребята, вам знакома пословица «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?
- Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней?»
- Как думаете вы? (показываю на «Воду») А вы? (показываю на «Воздух») «Огонь», «Земля» (аналогично)
- Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.
То, что создала природа, окружающая человека среда, все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.
- А кто еще изображен рядом с человеком? (ответы детей) А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком? (ответы детей)
- Правильно, и животным и растениям, всему живому необходимы ВВОЗ. Догадались, о чем наше занятие? О «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле».
2. Основная часть.
Воспитатель:
- А теперь присядьте на ковер и послушайте
одну замечательную легенду о природе.
Жили-были во Вселенной Звезда по имени Солнце Красное и Планета Земля Прекрасная. Повстречало Солнце Красное, Землю Прекрасную приглянулись они и полюбили друг друга и больше никогда не расстались. Планета Земля кружиться вокруг Солнца окружая его своей заботой. А Солнце каждый день дарит свое тепло и свет. Народились у Земли и Солнца детки чудные, четыре природных стихии: Вода, Земля, Воздух и Огонь. Но однажды поссорились они и решили выяснить кто из них важнее для человека и сильнее.
Ребята эту легенду я вам рассказала не случайно. Вы помните, что означает слово «стихия»?
Дети: -Явление природы, проявляющееся как могущественная разрушительная сила.
(Слово «стихия» придумали греки, то есть жители Древней Греции и в переводе на русский язык означает «первооснова природы» или «начало от всех начал» – это и есть Земля, Вода, Воздух, Огонь.)
Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет. Но для этого нам нужно отправиться в путешествие и найти символы этих стихий, а в этом нам поможет сила знаний.
3. Просмотр слайд-шоу
4. Практическая часть
- Ребята! Мы с вами посмотрели презентацию и узнали много интересного. А сейчас я предлагаю пройти в нашу лабораторию и продолжить знакомство с увиденным ранее.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Ребята! Давайте подойдём к первому столу. Посмотрите, что изображено на картине
Воздух
Загадываем загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух»)
А где прячется воздух?
Хорошо: освежает в жару, подгоняет при движении суда, человек им дышит.
Плохо: сильные ураганы, бури, смерчи, разрушительная сила и т. д.
Опыт 1 «Мыльные пузыри»
Ребята, кому не нравится надувать мыльные пузыри? Мне, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри?
Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.
Опыт 2 «Поймай невидимку»
Нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим.
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Сначала широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь.
Тут-то мы быстро закрутим края пакета. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Дети берут полиэтиленовые пакеты и ловят невидимку.
Вода
Воспитатель: Продолжаем путешествие по лаборатории.
Ребята подошли к следующему столу и здесь нас ждёт картинка (Вода)
Загадываем загадку:
Я и тучка и туман,
Я река и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу (вода)
Ребята, рассмотрите внимательно и ответьте, «Вода это хорошо или плохо»? (Дети отвечают) .
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Вода – удивительное чудо» - почему так говорят (потому что без воды всё умрёт).И сегодня мы с вами это докажем.
Опыт 1 «Дождевые облака»
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Опыт 2 «Зеркала»
Перед вами лежат зеркала, возьмите их.
- Подышите на них
- посмотрите на них, потрогайте пальчиком
- Что образовалось на зеркале? (капельки)
- Какой можно сделать вывод
Вывод: В человеке есть вода.
Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим. (Руки вверх – глубокий вдох)
Руки плавно опускаем, (Руки опустили – выдох)
Отдыхаем, отдыхаем.
У костра мы все присели (Присели)
Свои ручки мы погрели, (Руки вперед)
А костер все выше, выше: (Потянулись вверх на носочках)
Ты, костер, гори потише (Присели)
На земле могу скакать (Прыжки на двух ногах)
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться (Повороты вокруг себя)
Ей могу и поклониться. (Низкий поклон)
Ну а нам пора дальше идти,
Огонь
Загадываем загадку:
Рыжий зверь в печи сидит
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь- 01)
- Молодцы! Отгадали правильно. Действительно здесь находиться стихия огня. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Для человека он давал свет и тепло. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как он превращался во врага. Происходят пожары и страдают люди. Давайте с вами разберё мся: когда огонь для нас – друг, а когда – враг.
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.
Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить.
-Когда огонь бывает другом? А когда врагом (ответы детей) Я предлагаю нам с вами разделиться на две команды и выполнить задания
Задание 1
Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?»
-Вам необходимо разместить на доске карточки с предметами, которые нужны пожарному. И постараться не ошибиться.
Задание 2
Игра «Собери пазлы»
-А вам, ребята, нужно правильно собрать из пазлов картинку.
Земля
- Ребята! Наше занятие подходит к концу. Как вы думаете, про какую стихию мы с вами ещё не поговорили? Отгадайте загадку
Чёрная, сыпучая
В полях насыпана кучами
Можешь ты её копать
И растения сажать. (земля)
Правильно- это земля.
Воспитатель: Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей).
Хорошо: Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Из Земли вырастает все красивое: цветы, кусты, деревья они украшают нашу жизнь.
Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель. В Земле находятся полезные ископаемые.
Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека (экологические катастрофы)
Задание 1
Дидактическая игра «Найди ископаемые в земле»
-Ребята вам необходимо обнаружить в недрах нашей земли всё, что приносит пользу человеку. (дети ищут в ёмкостях с песком спрятанные предметы)
Задание 2
Дидактическая игра «Юные огородники»
Ну что ребята, а как нам украсить нашу землю?
Как мы это можем сделать? (посадить цветы)
(посадка семян цветов бархатцев).
Игра «Спор»
- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я плохо. Начнем с земли. Начинайте:
Земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)
- Нет, земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома
Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6)
Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9…)
Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12…)
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
5. Подведение итогов
Воспитатель:
- А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека. Дети отвечают и обоснуют свой ответ.
- Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно чтобы Воздух был чистым и свежим, Вода прозрачной, Огонь помогал нам, а не пугал, а Земля кормила нас, как и прежде!
Все стихии очень тесно взаимосвязаны между собой и человек пользуется ими. И чтобы природа служила человеку долгие годы необходимо ее беречь.
Есть па Земле огромный дом под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!
На этом наше занятие подошло к концу. До новых встреч!