Анастасия Волокитина
НОД с элементами современных образовательных технологий в исследовательской деятельности старшей группы «Соль — наш друг»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с элементами современных образовательных технологий в исследовательской деятельности старшей группе «Соль наш друг» с элементами регионального компонента «Крымский веночек»
Образовательная деятельность : познавательное развитие.
Цель: изучить происхождение и особенности соли, ее добыча и использование человеком, также ее свойства и качества.
Задачи:
Публикация «НОД с элементами современных образовательных технологий в исследовательской деятельности старшей группы „Соль — наш друг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать аккуратность в работе.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Образовательные задачи : развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, расширять представление о Крыме. С помощью разных органов чувств, называть свойства и особенности соли. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Предварительная работа:
рассматривание картинок и фотографий;
просмотр познавательного мультфильма «Почему море соленое»;
беседа «Соль лечебная»;
чтение художественной литературы о соли;
чтение из серии рассказов «Путешествие Даши по Крыму»;
загадывание загадок по данной теме;
выращивание «кристаллов» из солевого раствора.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.
- У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
Воспитатель:
- Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку, а в ней флешка. Наверное, это для Вас. Может быть мы послушаем, что на флешке? Присаживайтесь.
Воспитатель включает муз. колонку с проигрыванием флешки, которая находилась в посылке
Звукозапись (голос эльфа) :
- «Здравствуйте дорогие дети, я Эльф Дашин друг, я слышал, что вы много знаете о природе. Вот и решил отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится вы отгадайте!
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна.
Воспитатель:
- Ребята, а вы догадались, о чем идет речь?
Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью.
Воспитатель:
- Правильно это соль. А зачем она нужна?
Дети:
Чтобы солить пищу.
Воспитатель:
-А зачем солить пищу?
Дети:
- Чтобы еда была вкуснее.
Воспитатель:
- Правильно, чтобы еда была вкуснее, ведь если ее не солить, то она будет казаться пресной, не вкусной.
Воспитатель:
- Где еще люди используют соль?
Дети:
- Для консервирования овощей; солью посыпают дорожки, в быту – она на может помочь вам при стирке.
Воспитатель:
- Какие вы знаете поговорки о соли?
Дети:
Без соли и хлеб не естся.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без соли стол кривой.
Хлеб да соль – всему голова.
Воспитатель:
- Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Соль - полезное ископаемое. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Воспитатель:
- Как вы думаете нужна ли соль нашему организму?
Дети:
- Да, нужна!
Воспитатель:
- Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:
- Как вы думаете, где можно использовать соль?
Дети:
- В медицине.
Воспитатель:
- Правильно значит соль у нас еще может быть лечебная. У нас в Симферополе есть соляные комнаты. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине.
Воспитатель:
- Кто может рассказать, как ей лечатся?
Дети:
- Для ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.
Воспитатель:
- А еще ребята, есть морская соль! Кто знает зачем она нужна?
Дети:
- Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.
Воспитатель:
- Все мы с Вами знаем, что мы живем где?
Дети:
- В Крыму!
Воспитатель:
- Правильно. Мы с вами читали книгу «Путешествие по Крыму» и в ней была как раз глава где Даша с Эльфом перенеслись к соленому озеру. Кто помнит, как называлось это озеро?
Дети:
- Сасык!
Воспитатель:
- Чем оно особенно?
Дети:
- В нем соленая вода!
Воспитатель:
- Где находится это озеро?
Дети:
- По дороге к морю возле города Евпатории
Воспитатель:
- Давайте я вам расскажу и покажу как добывают соль в Крыму
Воспитатель показывает презентацию по данной теме
«Как добывают соль в Крыму»
Слайд 1
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Но далеко не все, знают, что озеро это довольно уникально: здесь добывают морскую розовую соль, или, как ещё её называют, «живую». В мире насчитывается всего три подобных озера. Добывать соль тут начали ещё чумаки (это солеторговцы).
Производство соли начинается в зимний период с заполнения специальных подготовительных бассейнов морской водой. В них, она проходит ряд очисток, набирает свою плотность и превращается в соляной раствор или по рапу.
Слайд 2
Затем, уже подготовленную рапу перекачивают в основной бассейн, где летом под действием палящего солнца и сильного ветра вода испарится, а на дне образуется тот самый красноватый слой соли.
Слайд 3
После того, как соль «созрела», а происходит это в конце августа, на работу выходит солеуборочный комбайн.
Слайд 4
Специальными ножами, комбайн срезает пласт соли, который тут же дробит и по транспортерной ленте подает в вагонетки.
Слайд 5
Заполнив вагонетки до краев с горочкой, соль по проложенной узкоколейке, перевозят на берег.
Слайд 6
Тянут вагонетки — вот такие интересные мотовозы, чем-то напоминающие паровозики детской железной дороги.
Слайд 7
Добытую соль складируют в виде огромных трапециевидных пирамид, называемых буртами. Делается это для того, чтобы соль немножко просохла и покрылась коркой, которая защитит её от внешнего воздействия.
Слайд 8
После того как вагонетки разгрузятся, процесс повторяется вновь. И так, пласт за пластом, в течение всей осени происходит добыча соли.
Слайд 9
Работа солевара не из простых. Трудиться приходиться в суровых условиях жаркого лета, под палящими лучами солнца. Миниатюрную узкоколейку для вагонеток, монтируют вручную, без помощи техники. За рабочий день, её приходится несколько раз перекладывать, чтобы успевать за движущимся комбайном.
Слайд 10
Нелегко живется и технике : агрессивная соляная среда за несколько лет буквально съедает метал до трухи.
Слайд 11
Всего здесь трудится около 20 человек команды.
Слайд 12
Морскую розовую соль сейчас активно скупают другие страны, поскольку Мертвое море практически стало «мертвым»,
Слайд 13
Поэтому, когда пойдете за солью, рекомендую поискать нашу, живую розовую соль с озера Сасык. Она гораздо полезней, приятней и вкуснее
Воспитатель:
- Теперь мы перемещаемся в места, где добыча соли уже закрыта.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять
(подходим к столикам)
Воспитатель:
Посмотрите ребята, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?
Воспитатель:
- Надевайте фартуки и проходите за столы. Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
Соблюдайте тишину в лаборатории!
Не толкайте соседа во время работы!
Сначала посмотри, а потом повтори!
Выполнил, на место положи!
Будь осторожен!
Воспитатель:
- Важно помнить! При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель:
- Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети:
- Белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок.
Воспитатель:
- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?
Дети:
- Твердое и сыпучие.
Воспитатель:
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Воспитатель:
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите?
Воспитатель:
- Какой вывод делаем?
Дети:
- Соль белая, крупная, мелкая; рассыпается, она сыпучая; состоит из маленьких кристаллов.
Воспитатель:
- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»
Воспитатель:
- Имеет ли соль запах? Какая соль на вкус? У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.
Воспитатель:
- Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем. Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
Воспитатель:
- В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая. А соль исчезла?
Дети:
- Нет, соль растворилась.
Воспитатель:
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Дети:
Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.
Воспитатель:
- Молодцы. Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра: «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Воспитатель:
- Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло?
Дети:
- Соль впитала воду.
Воспитатель:
- А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?
Дети:
- Соли много, воды мало.
Воспитатель:
- Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?
Дети:
- Растворилась.
Воспитатель:
- Изменился ли цвет воды?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- А как вы думаете какой стал вкус у воды?
Дети:
- Солёная.
Воспитатель:
- Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли.
Дети:
- Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.
Воспитатель:
- Помните мы с вами проводили опыт по выращиванию кристаллов соли. Сейчас посмотрим, что у нас вышло. Вынести соль. Расскажите гостям что мы с вами делали.
Ребята наша работа в лаборатории подошла к концу
Нашу соль мы отправим Эльфу в подарок, и этим самым мы покажем ему какими мы стали знатоками природы.