Марина Харитонова
НОД с детьми старшей группы на тему «Анализ сказки при помощи системного оператора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать умение системного анализа сказки.
Задачи:
Развивать умения детей анализировать, обобщать, прогнозировать.
Формировать умение создавать новый сюжет сказки.
Продолжать развивать воображение, творческое мышление, фантазию.
Закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу, жить дружно и не жадничать.
Публикация «НОД с детьми старшей группы на тему „Анализ сказки при помощи системного оператора“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: иллюстрации к сказкам «Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка», «Гуси – лебеди», «пятиэкранка», магнитофон.
Ход НОД.
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы слушать и читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то. волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то. загадочная; есть мудрость, то… мудрая
Воспитатель. Какие сказки вы знаете? (Ответы детей).
- Попробуйте отгадать мою любимую сказку.
- Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Проголодались они. Понурые, брели они рядышком. — Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший. — И мне хочется! — сказал старший.
Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто это? (медвежата)
-Как сказка называется? (Два жадных медвежонка) (Выставляется в центральное окошко картинка-система).
- Куда пошли медвежата? (По свету искать счастья- выставляется картинка – надсистема).
Воспитатель: - Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. (картинка сыр – подсистема).
Воспитатель: - Ребята, а где жили медвежата?
(Нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще
с доброй мамою своей.) (Картинка –прошлое).
Воспитатель: - Почему медвежата поссорились, когда нашли сыр? (Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше).
- Что предложила лиса, когда подошла к ним? (Помочь медвежатам поделить сыр) (Картинка- будущее)
- Ребята, скажите если бы медвежата жили дружно и не жадничали, то как могла бы закончиться сказка? (Если бы медвежата поделили сыр сами, они оба наелись бы даже в том случае, если бы один кусочек оказался чуть меньше другого. Поделили сыр на троих).
Динамическая пауза: «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили. /Дети показывают движение, имитируя ходьбу медвежат/
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали. /Дети показывают движение - качание руками в стороны/.
Быстро с дерева слезали
Нос от пчел свой защищали,
Вот так, вот так.
Нос от пчел свой защищали. /Дети показывают движение - отмахиваются ладошками у своего лица/.
Воспитатель: - Продолжаем путешествие по сказкам.
Звучит запись со звуками леса, пением птиц, воем волков.
Воспитатель: - Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Хотите узнать, что с ней случилось?
Дети: Да.
(Воспитатель помещает Красную Шапочку в центральный кармашек- система.)
Воспитатель: Какая хорошая девочка.
(Выставляется в окошко картинка с изображением красной шапки, корзины с пирожками и горшочка с маслом- подсистема).
- А как её зовут? Почему? Что у неё в руке? (Ответы детей)
Воспитатель: - Где и с кем она жила? (В одной деревне, с мамой). (картинка деревни -прошлое).
(Добавляется картинка с изображением волка в центральный кармашек-настоящее)
Воспитатель: Кто это? (Волк).
-Где встретила Красная Шапочка волка? (В лесу). (Картинка леса -надсистема).
-Ребята, скажите, какую ошибку сделала Красная Шапочка, когда пошла в лес? (Нельзя детям одним ходить в лес. Разговаривать с волком).
-Волк какой: опасный, злой, страшный, грубый, зубастый, способный причинить вред.
-Какой плохой поступок совершил волк? (Съел бабушку и Красную Шапочку)
-Почему он это сделал? (Был голодный и одинокий)
-Как волку помочь, чтобы он стал добрым, заботливым, помощником человека?
(Угостить пирожками, отправить в школу хороших манер, победить хитростью, предложить игу, рассказать о хороших поступках).
Воспитатель: Как вы думаете, что было с Красной Шапочкой и её бабушкой потом? (волк проводил Красную Шапочку к бабушке, стали они жить вместе. Бабушка вкусный обед варила, волк дом охранял – система-будущее).
Воспитатель:
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно, же устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Звучит песня в исполнении Ванюшки из сказки Гуси –Лебеди.
Воспитатель: -Ребята, кто это поёт такую грустную песенку? (Ванюшка из сказки Гуси –Лебеди).
Воспитатель: - Что случилось с ним? (Гуси-Лебеди унесли его к Бабе-Яге на забаву, к злодейке на расправу).
(Воспитатель помещает картинку - Ванюшка сидит на лавочке, играет с золотыми яблочками в центральный кармашек.)
Воспитатель: - Ребята, где живёт Баба-Яга? (В дремучем лесу в избушке на курьих ножках). (Картинка леса и избушки-надсистема)
Воспитатель: - А где был Ванюшка, когда его Гуси-Лебеди унесли? (Сидел на травке под окном. Выставляется картинка в левый кармашек- прошлое)
-Кто его там оставил? (Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам).
Воспитатель: - Унесли Ванюшку Гуси-Лебеди, сидит он в доме у Бабы–Яги и играет золотыми яблоками. (Выставляется картинка золотые яблоки.)
- А что делает в это время Баба Яга? (пряжу прядёт).
Воспитатель: - Ребята, а какая Баба Яга? (Злая, сердитая, плохая, неуклюжая старушка с метлой, с длинным носом и растрепанными волосами).
-Как сделать, чтобы она была доброй, гостеприимной?
(Превратить в красивую, добрую бабушку, с коротким носом, с модной причёской, подарить красивую одежду.)
-А как? (попросить волшебника, с помощью волшебной палочки, цветика-семицветика, молодильного яблока, живой и мёртвой воды, гребешка, зеркальца царицы). (Выставляется картинка- красивая, добрая Баба Яга- будущее)
Воспитатель: - Как они стали жить? (И стали они жить - поживать да добра наживать).
Воспитатель: - Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Какой урок мы с вами усвоили?
Дети: - Нельзя разговаривать с незнакомцами.
- Нельзя быть чересчур доверчивым.
- Нужно слушаться своих родителей. (старших).
- Нужно больше доверять друг другу и не быть жадным.
Воспитатель: – Вы запомните, друзья – без добра нам жить нельзя!
Воспитатель: - Ребята, вам понравились новые сюжеты сказок? Расскажите дома родителям и нарисуйте по придуманным сказкам рисунки.
- Вы много знаете сказок, молодцы, я дарю вам книгу, чтобы вы познакомились с новыми сказками.