Олеся Смолина
НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Уголок водного царства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 общеразвивающего вида» г. Печора
Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» с использование приемов ТРИЗ.
Тема: «Уголок водного царства»
Составитель – воспитатель Смолина О. А.
г. Печора
2012 г
Программное содержание:
Публикация «НОД с детьми среднего дошкольного возраста „Уголок водного царства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Уголки и центры в группах
- Темочки
1. Сформировать у дошкольников представление об благополучных условиях жизни рыб и водных растений в аквариуме; свойствах стекла;
2. Расширять словарный запас дошкольников (антонимы).
3. Развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность за обитателями аквариума.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям аквариума.
Предварительная работа:
Наблюдение за жизнью в аквариуме в повседневной жизни.
Занятия по экологии.
Рассматривание иллюстраций с водными обитателями.
Настольно – печатные игры.
Художественно – продуктивная деятельность.
Загадывание загадок
Чтение и заучивание художественного слова.
Материал:
деревянный ящик
нарисованный стеклянный аквариум, золотая рыбка, водоросли, улитки, сом,
камешки (грунт).
пустая банка
вода
оригами – рыбк
Ход:
Воспитатель с детьми заходит в группу.
Воспитатель обращается к детям:
Сегодня я вам хочу рассказать необычную историю. О ком - догадайтесь:
Загадка:
Вильнет хвостом
Туда - сюда
И нет ее,
И нет следа.
Дети : Рыба.
В: почему вы думаете, что это рыба?
Дети доказывают свой ответ - у нее есть хвост, которым она виляет, не оставляет следов за собой.
В: А где могут жить рыбы? (в реке, море, аквариуме).
Сегодня мы с вами узнаем много нового об уголке водного царства
Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот» с мячом.
Варианты слов:
Вода чистая – грязная
Мокрая – сухая;
Цветная – прозрачная;
Шумная – тихая
Мелкий – крупный
Медленный – быстрый
Толстый – тонкий, худой
Ловкий – неуклюжий
Короткий – длинный
Прямой – извилистый
Теплая – прохладная, холодная
Как вы думаете, ребята, эти слова к какому одному слову подходят?
Дети: К воде.
Ребята, сейчас я вам расскажу историю про мальчика, а вы мне будете помогать составлять этот рассказ правильно.
Один мальчик Рома уронил золотую рыбку в речку, а потом снова ее поймал.
- какое настроение было у мальчика, когда он потерял рыбку (печальное, грустное).
А каким оно стало, когда он вновь нашел ее? (веселое, радостное)
Рома хотел с рыбкой подружиться и решили жить вместе. Но вот беда- рыбка не может жить без воды, а Рома - в воде. Итак, Рома должен жить в воде, чтобы быть вместе с рыбкой, что же ему делать?
Дети: надеть водолазный костюм.
В: А Рома, в с вою очередь, задумался о жилье для рыбки. Рыбка должна жить в воде, чтобы не умереть.
Дети: Нужно, чтобы дома была вода.
В: Рыбка дома у Ромы – это хорошо, почему?
Дети: Круглый год можно наблюдать за ней; можно смотреть, как она играет, плещется.
В: Рыбка дома - это плохо. Почему?
Дети: Дома нет речки, ванна занята.
В: Рома все думал, где же будет жить его рыбка? Каким должен быть домик для нее?
Дети: Прочным, светлым, прозрачным.
В: Стал Рома искать такой дом. Друзья его, узнав об этом, принесли ему прочный деревянный ящик. Вот такой (показывает). Потрогайте его. Скажите какой он?
Дети: Твердый, прочный, нельзя сломать руками.
В: Рыбка завиляла хвостиком: понравился ей такой дом. Да и Рома обрадовался: дом большой и прочный. Что еще нужно рыбке? Мальчики налили целое ведро холодной воды из – под крана и стали выливать ее в ящик (воспитатель демонстрирует опыт, как вода вытекает из ящика). А можно сделать так, чтобы вода не выливалась?
Дети: Пластилином замазать бока.
В: Значит деревянный ящик для рыбки – это хорошо. Почему?
Дети: Он большой, просторный, плотный.
В: Но деревянный ящик – это и плохо. Почему?
Дети: Вытекает вода, рыбке темно, дерево будет гнить.
Дети: Задумались друзья, домик для рыбки не должен пропускать воду, должен быть прозрачным. Чем же заменить деревянный ящик? Может быть банкой? Как вы думаете, может рыбка жить в банке?
Дети: Нет, места мало, вода быстро испаряется, мало места, воздуха мало.
В: Что же может стать уютным домом для рыбки?
Дети: Стеклянный аквариум.
В: Демонстрирует аквариум. Стеклянный аквариум – это хорошо. Почему?
Дети: В аквариуме много места, рыбкам светло, за ними можно наблюдать.
В: Стеклянный аквариум – это плохо. Почему?
Дети: Может разбиться, его нельзя перемещать - тяжелый, и вода может вылиться.
В: Рома с друзьями налил воду из - под крана в аквариум, но рыбка жить в ней не захотела. Почему?
Дети: Она не может жить в воде, только что налитой из – под крана. Вода должна отстояться в ведре.
В: Рома с друзьями заполнили аквариум отстоянной водой и пустили в него рыбку. Уютно стало рыбке? А вам в пустой квартире было бы уютно?
Дети: Нет, нужна мебель, игрушки.
В: Рома решил завести в аквариуме комнатные растения. Воспитатель опускает веточку бегонии в аквариум (имитация нарисованного аквариума)
В: Но растения не прижились в аквариуме и погибли. Почему?
Дети: Комнатные растения требуют особенного ухода: свет, тепло, вода. Если чего - то нет, то они погибают.
В: А какие растения будут хорошо чувствовать себя в воде.
Дети: Водоросли.
В: Водоросли в аквариуме – это хорошо? Почему?
Дети: Они дают рыбам кислород для дыхания, рыбы могут прятаться в них, они служат для них кормом (нарисованная модель выставляется перед детьми).
В: Водоросли в аквариуме – это плохо? Почему?
Дети: Когда их много рыбкам трудно плавать.
В: Прикрепляет к аквариуму водоросли.
В: А что еще нужно, чтобы рыбка долго жила в аквариуме?
Дети: Корм, свет и тепло.
В: Подскажите Роме как еще следует ухаживать за аквариумом.
Дети: Менять воду, чистить стенки аквариума, включать компрессор для насыщения воды кислородом.
В: Поддерживать чистоту в аквариуме помогают улитки и сомики (воспитатель прикрепляет их к аквариуму).
Итог:
Ребята, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ про мальчика Рому и его рыбке). Чему мы научились сегодня (правильно ухаживать за аквариумными рыбками и аквариумом).
Я предлагаю Вам в наш аквариум (из ватмана) запустить рыбок, которых мы сделали - оригами). На детских рыбках прикреплены кусочки двухстороннего скотча.
Дети и воспитатель прощаются с гостями.