Ольга Гришунина
НОД «Русская печь»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
декабрь 2014г.
воспитатель Гришунина О. В.
МДОУДС№4 г. Белинский
Задачи:
С: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа; формировать желание угощать своих друзей, прививать в детях гостеприимство; формировать желание приготовить угощение своими руками.
П: формировать представления о предметах быта в русской избе : (печь, ухват, коромысло);
Публикация «НОД „Русская печь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
продолжать знакомить детей с историей своего народа; закрепить умение экспериментировать, наблюдать, делать выводы.
Р: обогащать словарный запас названиями предметов быта; учить чётко произносить слова потешек, поговорок; закрепить умение употреблять в речи уменьшительно – ласкательные существительные, прилагательные; закрепить умение составлять предложения с однородными членами; знакомить детей с устным народным творчеством: потешками, пословицами, поговорками, загадками.
Х: закрепить умение слушать народную музыку, обыгрывать русские песенки; развивать эстетические чувства детей; развивать умение видеть красоту русского орнамента.
Ф: закрепить умения и желания играть в русские народные игры; развивать двигательную активность во всех видах деятельности; знакомить с полезной пищей (кашей); прививать культурно – гигиенические навыки
, Игра «Встреча с хозяйкой».
Хозяйка: Подходите, гости да гостюшки.
Входя в избу, волей – неволей каждый поклонится хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог высокий, чтобы меньше дуло. (Дети перешагивают имитированный порог, выполняя поклон)
Заходите, гости, да рассаживайтесь поудобнее.
Русский народ гостеприимный, хозяева всегда рады гостям. Вот и мне сегодня очень приятно, что вы пришли ко мне, посмотрите, рассмотрите мою горницу. А я загадку вам загадаю.
«Что из угла в угол в доме не переставишь?”
Дети: Печь.
Хозяйка: Почему, вы решили, что это печь?
Дети высказываются.
Показ слайда
Да, дети, это русская печь. Только в России делали её вот такую, она занимала почти пол – избы. И люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, и вылечит. Одно слово - Матушка! В народе говорили: «Без печи и изба не изба!», «Мала печенька, да тёпленькая». А почему она тёпленькая? (Её топили дровами.) Да, дети, печь топили дровами. А сделана печь из кирпичей, значит она какая? (Кирпичная)
Экспериментирование.
Вот. дети, кирпич (дети его трогают, определяют какой он). А сейчас мы его подогреем (включается фитиль, горит огонь, кирпич держится на подставке над огнём)Какой стал кирпич? (Кирпич теплый). Дети его трогают, определяют.
Это у нас один кирпич, а чтобы сложить печь надо много таких кирпичей, каждый кирпичик отдаёт своё тепло и в избе становится жарко. Печь складывали из кирпичей, обмазывали глиной. Такой печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почётом и уважением.
Почему говорили, что печь обогреет?
Почему говорили, что печь накормит?
Почему говорили, что печь вылечит?
А ещё в печи много лет назад парились. Заболеет хозяин или хозяюшка, ломят все косточки, что же делать? Натопят печь, поостудится она немного, залезали в печь, а там жарко, обливали горячие камни водой, да только жар ещё больше шёл. Напарятся в такой печи, да на печь полежать, отдохнуть, ещё бока прогреть. Болезни как не бывало.
Показ слайдов
Хозяйка: Печь рисунки углем рисовала
И при этом все она мечтала.
Вы их ребята, рассмотрите
И о печке расскажите.
Мнемотаблица “ Печка”
Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.
Дети: В доме стоит печь.
Хозяйка: В каком доме? (большом, светлом, деревянном). Повтори. В большом, деревянном доме стоит печь.
Хозяйка: А это что за предмет? (Кирпич)
Дети: Печка сложена (сделана) из кирпича.
Хозяйка: А это что за предметы? (Дрова)
Дети: Печку топят дровами.
Хозяйка: Какими дровами? (сухими, березовыми). Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми дровами.
Хозяйка: Посмотрите, дети, что это?
Дети: Из трубы идет дым (какой дым? серый, белый)
Хозяйка: Повтори. Из трубы идет серый дым.
А здесь кухонная утварь.
Дети:
На печи в чугунке варят вкусный суп и кашу.
Испекли вкусные сладкие пирожки с повидлом.
На печи сушат сапоги, варежки.
На печи греется пушистый, рыжий кот.
Хозяйка: Кот прыг с печи, а дети за ним.
Физкультминутка «Догоним рыжего кота»
Игра «Отгадай, о чем говорю»
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга.)
Длинная рука чугун держит за бока. (Ухват.)
«На плечах дуга держит вёдра, в них вода». (Коромысло.)
«Новая посуда, а вся в дырках». (Решето).
С печью связана вся жизнь русского народа и поэтому
народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок
Рассматривание иллюстраций из сказок.
Как помогает печь Машеньке? (Она прячет Машеньку от гусей – лебедей)
А это из какой сказки картина? (Дети рассказывают про Емелю.)
А это какая сказка? (Маша печёт пироги для бабушки и дедушки)
Посмотрите на эту картинку, что вам здесь знакомо? (Бабушка печёт колобок)
А как помогает печь героям этой сказки? (Под печкой спрятался козлёнок от волка)
Печь не только обогревала избу, но и пекла хлеб, пироги, блины. На печи сушили одежду, обувь, ягоды. грибы. Печник делал специальные печурки. На печи люди спали. Кто знает пословицы о печи?
Чтение пословиц.
--«Когда в печи жарко, тогда и варко»
«Что есть в печи, всё на стол мечи.»
«Не красна изба углами, а красна пирогами.»
«Хочешь есть калачи не лежи на печи»
А какие потешки вы знаете о печи?
Ребё нок: Тень, тень, потетень Лиза
В огороде – то плетень
В избе печка топится,
Бабушка торопится,
Она репку печёт, на тарелочку кладёт.
Ребё нок: Наш козёл Стрекозёл то – то умный был. Настя
Он за хворостом ходил, он и печку топил,
Творогом лепёшки смазывал, небылицы нам рассказывал.
Ребё нок: Идёт лисичка по мосту.
Несёт вязанку хворосту. Алина О
Зачем ей хворост? -Печь топить.
Зачем ей печь? - Обед варить.
Зачем обед? - гостей кормить.
А гости кто? – Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.
На печи готовили еду. Какую русскую еду вы знаете? (Ответы) Щи, каша, блины, калачи
Ребё нок: «Щи, да каша – пища наша!»
Физкультминутка «Ай, качи!»
Ай, качи, качи, качи! Дети выполняют движение руками.
Глянь, баранки, калачи, Показ пальцами, кулачками.
Все румяны, горячи, Показ надутых щёк.
С пылу, с жару из печи. Показ надутых щёк.
Хозяйка: Дети, какие русские национальные блюда вы знаете? (Щи, каша, блины, кисель.)
Из – за печи слышен голос Домовёнка
Хозяйка: Что ты говоришь, хозяин дома? (Говорит шё потом: «Кашки хочу») ой не слышу я. Домовёнок проговаривает предложение в ухо сидящему ребёнку,а он дальше так же передаёт сидящему. Принцип игры «Телефончик».Фраза доходит до хозяйке.
Игра «Передай слово»
Хозяйка: Что же делать? Хозяин дома просит кашу.
Дети: Приготовить кашу.
Хозяйка: А какую кашу мы приготовим ему?
Игра «Приготовим кашу». (Дети обследуют крупу, по одному называют, какая каша получится.)
Воспитатель: Это пшено, дети --- каша пшённая.
Это гречка, дети --- каша гречневая.
Это горох, дети -- каша гороховая.
Это овсянка, дети --- каша овсяная.
Воспитатель: Варили кашу в горшке или в чугуне (показ). Чугун ставили в печь, а чтобы не обжечься, брали в руки ухват (показ).
Томилась каша в печи, какая получалась, как вы думаете? (Вкусная, душистая, мягкая, сладкая).
Пока каша томиться, я педлагаю поиграть в народную игру.
Игра «Тень, Тень, потетень»
Воспитатель: Правый угол от печи назывался «бабий кут». Здесь командовала хозяйка. Это её был закуток. А левый угол назывался «красным», то есть красивым. Здесь стоял стол, скамейки, висели иконы. Это было место для гостей. Русский народ всегда был гостеприимным. На столе всегда стоял самовар. «Умей в гости звать, умей и угощать».
Хотите посидеть за таким красивым столом, рассаживайтесь.
Хозяйка: А вот вам и каша. Прошу всех отведать.
(Дети кушают кашу.)
(Слышна русская мелодия.)
Воспитатель: Делу время, а потехе час.
Обыгрывание русской народной песни «Красная девица».
Итог: У кого мы были в гостях?
Какие предметы мы рассматривали?
Какие каши мы варили?
Какие поговорки вы запомнили?