Татьяна Фоминичева
НОД. Развитие речи. «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по развитию речи
ТЕМА: «Посуда»
Цель: расширить представление детей о посуде.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать бережное отношение к посуде;
2. воспитывать чувство отзывчивости, сотрудничества;
3. воспитывать самостоятельность, инициативность.
Образовательные задачи:
1. расширить представление детей о посуде;
Публикация «НОД, Развитие речи, „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
2. уточнить назначение посуды, ее детали и части из которых она состоит, и материалы из которых сделана;
3. сформировать понятия: чайная, столовая, кухонная посуда.
Развивающие задачи :
1. развивать зрительное восприятие и внимание;
2. развивать координацию речи с движением;
3. развивать связную речь.
Словарная работа: половник, солонка, чайник, кастрюля, сковорода, перечница, металлический, стеклянный, фарфоровый, хрустальный, деревянный.
Предварительная работа с детьми: чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», наблюдение в столовой за подачей пищи, мытья посуды; сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Напоим гостей чаем». Знакомство со столовой, кухонной и чайной посудой, беседа об использовании посуды, из чего она сделана.
Предварительная работа воспитателя: подбор произведений для чтения, сюжетно – ролевых игр, подбор кухонной, столовой, чайной посуды; изготовление трафаретов, подбор загадок о посуде, экскурсия в столовую. Наблюдение за работой младших воспитателей в столовой. Беседы о разных видах посуды, их использовании. Подбор металлической, стеклянной, фарфоровой, хрустальной, деревянной посуды.
Наглядный материал: магнитная доска, чудесный сундучок, чайник, сковорода, половник, тарелка, солонка, перечница, кружка, хлебница. Подбор загадок. Плоскостные изображения посуды, магниты. Фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический чайник, хрустальная ваза, деревянная хлебница. Иллюстрации с изображением одежды, обуви. Цветные карандаши, ножницы, простой карандаш, трафарет с изображением посуды, лист бумаги.
Структура занятия.
Вводная часть.
Психологический настрой. Мотивация деятельности при помощи сюрпризного момента.
Основная часть.
I. Сюрпризный момент.
II. Проблемная ситуация (обращение к детям) : «чтобы сесть на стул надо отгадать загадку».
III. Беседа о посуде.
IV. Определение лишнего предмета.
V. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
VI. Упражнение «Обведи и укрась»
Итог занятия.
Обобщение пройденного материала.
Структура или план занятия: Логика и последовательность программы занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент: игра «Чудесный сундучок»
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о чем будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните задание. Опустите руку в чудесный сундучок, нащупайте предметы и скажите, что это, как вы догадались об этом.
(Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они узнали о них, а затем достают их и кладут на стол)
1 ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый, я него есть носик и ручка (и т. п.)
Воспитатель: Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо о них рассказали.
II. Проблемная ситуация «Отгадай загадку».
Воспитатель: Сейчас сядет тот за стол, кто отгадает загадку. Слушайте внимательно.
Если я пуста бываю,
Про тебя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта не пронесу (Ложка)
1 ребенок: Это ложка. Она несет еду в рот.
Воспитатель: Правильно садись за стол. Следующая загадка.
Вся макушка в дырках мелких,
Перец сыпется в тарелку (Перечница)
2 ребенок: Это перечница. Из дырочек на крышке сыпется перец.
Воспитатель: Верно. Садись. Следующая загадка
Щука в море,
Хвост на заборе. (Половник)
3 ребенок: Это поварешка. Она в кастрюле, а ручка на краю кастрюли.
Воспитатель: Умница. Следующая загадка.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком,
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит как паровик (Самовар, чайник)
4 ребенок: Это самовар. Он угощает нас чаем. А еще он пыхтит.
Воспитатель: Правильно. Продолжаем.
Из нее беру погрызть
Сахара кусочек.
Мама в шутку прикрепить
К ней грозит замочек.
Сладким сахаром полна
К чаю подается.
Ты, конечно, догадался,
Как она зовется?
5 ребенок: Сахарница. В не насыпают сахар.
Воспитатель: Молодец. Садись.
Ручка – тонкий кренделек,
Золотистый ободок,
Есть на ней ромашка,
А зовется (Чашка)
6 ребенок: Чашка. У нее есть ручка. Из нее пьют чай.
Воспитатель: Хорошо. Садись и последняя загадка.
Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду (Ложка)
7 ребенок: Ложка. Ложкой едят суп, борщ и другое.
Воспитатель: Молодцы все: и правильно отгадали загадки, и порадовали меня. Скажите о чем говорилось в загадках.
Дети:О посуде.
III. Беседа о посуде.
(На магнитной доске помещается плоскостное изображение посуды. На верхней полке с помощью магнитов закреплены изображения чайной посуды, на средней – столовой, а на нижней – кухонной)
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите мне, что изображено на магнитной доске.
1 ребенок: Посуда.
Воспитатель: Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке?
2 ребенок: Сахарница, чашки, блюдца, молочник. Это посуда нужна, чтобы мы пили чай.
Воспитатель: Как ее называют?
3 ребенок: Чайная.
Воспитатель: Правильно. Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке?
4 ребенок: Тарелки, супница, хлебница, солонка.
Воспитатель: Правильно. Этой посудой пользуется за столом во время обеда. Как называют эту посуду?
5 ребенок: Столовая.
Воспитатель: И, наконец, назовите посуду, которая стоит на третьей полке.
6 ребенок: Кастрюля, сковорода, дуршлаг.
Воспитатель: Где нужна эта посуда и как она называется?
7 ребенок: Посуда нужна на кухне, она называется кухонная.
Воспитатель: Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. ( перед детьми стоят: фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический чайник, хрустальная ваза, деревянная хлебница.)
Дети по желанию выходят поднимают предмет и называют какой он.
1)Стакан – стеклянный
2)Кружка -фарфоровая
3)Чайник -металлический
4)Ваза- хрустальная.
5)Хлебница – деревянная.
IV. Определение лишнего предмета.
Воспитатель: Обратите внимание на поднос. Какая посуда на нем?
1 ребенок: Чайный сервиз.
Воспитатель: Правильно. А что на подносе лишнее?
2 ребенок: Сковорода. Это кухонная посуда.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку, что на ней лишнее?
3 ребенок: Одежда.
4 ребенок: Обувь.
Воспитатель: Правильно. На картинке изображена посуда, а названные предметы лишние.
V. Пальчиковая гимнастика: «Машина каша»
(Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполнить знакомое упражнение на координацию речи с движением, развитие тонкой моторики)
Воспитатель:Ребята пройдите на ковёр, встаньте удобно не мешая друг другу и выполним знакомое упражнение. «Машина каша».
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила,
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам,
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала. (Н. Нищеева)
VI. Упражнение «Обведи и укрась»
(Воспитатель приглашает детей к столу, где расположены плоскостные фигуры чайника, тарелки, чашки, молочника, сахарницы и др. У каждого ребенка разные изображения посуды «Трафарет»)
Воспитатель: Дети вы любите дарить подарки?
Дети: Да любим особенно своим родным
Воспитатель: Тогда присаживайтесь за столы, для изготовления подарков.
Воспитатель: Скажите, а кто больше всех времени проводит на кухне с посудой?
1 ребенок: Мама. Когда дома готовит нам завтрак, обед, ужин.
Воспитатель: Давайте порадуем наших мам и приготовим им подарки. Обведите трафареты на листе бумаги и вырежете их.
(Дети обводят образцы посуды, вырезают ножницами)
Воспитатель: А теперь, кто хочет, может раскрасить свои работы.
(По окончании занятия устраивается выставка работ)
VII Окончание занятия:
Воспитатель: Давайте разместим посуду на магнитной доске и полюбуемся на неё, как в магазине, а вечером подарите свои работы мамам.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, что нового узнали, а затем оценивает работу каждого ребенка.
Воспитатель: Ребята о чём мы сегодня говорили на нашем занятии?Что особенно вам понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы сегодня отлично потрудились и изготовили замечательную посуду для мам!