Ольга Сергеевна Сизяйкина
НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Развивающие:
• развивать художественное восприятие и воображение,
• развивать описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление.
Образовательные:
• в воображаемом плане прослеживать возможный ход рассуждений автора при создании картины и возможные варианты;
• определять (с помощью наводящих вопросов) средства выразительности, используемые художником, эстетическую ценность произведения.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятию художественно- речевой деятельностью;
Публикация «НОД „Рассматривание картины К, Юона „Русская зима“ и рисование“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
• развивать чувство прекрасного при повседневном восприятии действительности;
• научить осознавать собственные чувства, определять, какие изменения в картине могли бы больше соответствовать их собственному вкусу;
• не препятствовать в высказывании своих мнений другим.
Методы и приемы:
- наглядный;
- словесный;
- игровой;
- репродуктивный;
- практический.
Оборудование: репродукция картины «Русская зима» К. Юона; проволока для каждого ребенка; бумага, гуашь, кисти, клей, кисти для клея, вата, мелко нарезанная фольга, акварельные краски, восковые мелки, музыка П. И. Чайковского «Времена года»
Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке; рассматривание иллюстраций, картин о зиме; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки.
Компоненты интеграции: познание, коммуникация, художественное творчество и здоровье.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Перед началом занятия дети заняты в различных уголках группы)
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
Воспитатель собирает детей стихотворением «Зима» (И. З. Суриков)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно….
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Дети встают полукругом. (Слайд №1)
Воспитатель: Закончились Новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. (Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то ещё пришёл? А! Да это же Карандаш (Слайд №2). Я и забыла, Карандаш будет давать оценку вашим знаниям на протяжении всего занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль)
Воспитатель: А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
Воспитатель: Что бы почувствовать зимнее настроение мы поиграем в игру «Придумай слово», а Карандаш покажет, как он оценил ваши ответы. (Образование родственных слов). Для этого, нам нужно подобрать родственные слова к слову «снег» (Ответы детей: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник). (Слайд №3)
2. Введение в тему занятия.
Воспитатель: Размялись? Сегодня мы увидим картину Константина Федоровича Юона «Русская зима». Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей) Вот пришло время увидеть её. Присаживайтесь на стулья, не забывайте об осанке.
Демонстрация картины Дети сидят на стульях (Слайд № 4).Звучит тихо музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель: Верно, мы видим изображение зимы, когда снег еще только вступает в свои права. Обратите внимание, на улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках (ребенок читает стихотворение).
«Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом».
Беседа по произведению.
Воспитатель: Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку (звук прибавить) П. И. Чайковского из цикла «Времена года». (Дети слушают музыку).
Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети: У меня эта картина вызывает чувство света, покоя.
Дети: Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.
Воспитатель: Какие характерные особенности русской зимы передает художник?
Дети: Кругом много пушистого снега.
Дети: Замерзший пруд.
Дети: Дети катаются на коньках.
Воспитатель: И глядя на все это, кажется, что не только люди, но и природа рада зиме и даже Фанис (ребенок читает стихотворение):
«. И вот сама идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками.
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
среди полей, вокруг холмов».
Воспитатель: Как вы думаете, подходят сюда это стихотворение? (Ответы детей).
Дети: Подходят.
Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти и мастер слова называют зиму волшебницей. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы? Чем они отличаются?
Дети: Облака белые и есть желтоватые.
Воспитатель: Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях тоже — все имеет множество оттенков: желтовато-розоватые, а иней приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. И тогда день на картине будет морозный. Как, по-вашему, это изобразил художник, ведь это видно сразу? (дым из трубы поднимается вверх).
Воспитатель: Чтобы по-новому взглянуть на картину сделаем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз «Снежинка») (Слайд № 5).
Воспитатель: Возвращаемся к картине. Не забывайте об осанке. Ребята, посмотрите и подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе? А почему вы так решили?
Дети: Художник был далеко.
Дети: Он нарисовал все это не очень крупно.
Воспитатель: А что вызывает такую радость зимой у вас и у детей, изображенных на картине? Как вы думаете, какие они звуки сейчас слышат? (Используя прием «вхождения в картину», дети описывают свои ощущения). Ну что Карандаш как дети отвечали на мои вопросы? (Слайд №6)
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Быстренько все прошли вместе со мной на ковёр.
Физкультминутка «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза (звучит музыка) и представить, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную поляну, а на ней сказочной красоты деревья. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. Представили? Открывайте глаза и садитесь. Расскажите, что вы изобразили на ней. А следует начать словами: «На моей картине….» (Дети рассказывают о будущих картинах, используя прием «словесного рисования». При этом они рассказывают, какими средствами хотели бы передать свои настроение и чувства в картине. В частности, особое внимание уделяется вопросам, что расположено на переднем и заднем планах, почему? Что расположено в центре картины и сбоку, и почему).
Воспитатель: Перед тем как мы с вами начнём рисовать, давайте разогреем наши пальцы, что бы они хорошо потрудились (физкультминутка):
Вот помощники мои, (руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать).
Их как хочешь, поверни. (ладони повернуть вниз, вверх).
Хочешь эдак, хочешь так (поворачивать ладони).
Не обидятся никак. (пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).
Рисование. Воспитатель: Я назову техники нетрадиционного рисования, при помощи которых вы будете создавать свои картины: рисование по-мокрому, восковые мелки + акварель, пластилиновая живопись. А теперь, давайте тихо пройдем за столы. Можете сесть на любое место. На каждом столе материал для определённой техники рисования. За вашим столом – рисование с элементами лепки из пластилина, а за вашим - восковые мелки с акварелью, а здесь – рисование по по-мокрому. Представьте, что вы тоже художники и рисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице. В конце работы вы должны дать название своей картине. Задание понятно? (Ответы детей). (Рисуем в темпе, не сидим).
Во время работы звучит музыка И. П. Чайковского «Времена года».
Дети рисуют, обращать внимание на правильность изображения деревьев и кустарников, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе. В конце занятия одобряю старание детей, нахожу выразительные сюжеты и колоритные образы.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы сегодня замечательно изобразили русскую зиму. Рисовали красками с элементами лепки и восковыми мелками и по-мокрому. Походите и просмотрите готовые работы (пауза) и скажите:
• У кого самая выразительная работа?
• Все ли картины похожи друг на друга? В чем их сходство?
Воспитатель: Вы просто настоящие художники. Когда работы подсохнут. Мы с вами оформим выставку.
Воспитатель: Милена подведёт итог нашей работе стихотворением (ребенок читает стихотворение «Вот зима пришла серебристая…»).
«Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпаются…
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей елочкой»
Воспитатель: Наше занятие окончено. Большое спасибо за прекрасные картины. А тебе Карандаш понравились картины созданные мальчиками и девочками? (Слайд № 7)
Воспитатель: Дежурные мне помогут, а остальные поиграйте в уголках.
Дети расходятся по игровым зонам группы. Дежурные убирают со столов.