Татьяна Козулина
НОД «Путешествие в бумажную страну»
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
-. познакомить детей с этапами производства бумаги расширять представления, о свойствах и разновидностях бумаги.
Развивающие:
- развивать инициативу и самостоятельность на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности;
Публикация «НОД „Путешествие в бумажную страну“» размещена в разделах
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
- содействовать воспитанию экологического правила и экологической культуры поведения;
- воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Предметно-пространственная среда
- презентация «Как делают бумагу»;
- бумажный корабль «Мечта»;
- образцы бумаги : картон, бархатная, гофрированная, гигиеническая, альбомная, цветная, газетная, оберточная.
- материал для продуктивной деятельности;
- магнитная доска.
Ожидаемые результаты
- проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментирования;
- ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно экспериментировать;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Пути достижения цели
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
Ведь играть начинать нам пора!
В путь-дорогу собираемся
В путешествие отправляемся.
Показываю детям кораблик, сделанный из бумаги, читаю отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке весеннем несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.
Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Тогда смелее в путь.
Дети садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, цветная, санитарная, альбомная).
Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т. д.
Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
(Чтение загадки)
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
И многими другими прекрасными вещами.
Дети: Бумага
Дидактическое упражнение «Что сделано у нас в группе из бумаги?»
- Давайте проведем исследование в нашей группе: а что у нас есть из бумаги?
(У нас в группе есть книги, журналы, плакаты)
Изготовление бумаги
-Как вы думаете, из чего изготавливают бумагу? Давайте вместе посмотрим, как изготавливают бумагу. Посмотрим на слайды вместе.
Слайды с этапами изготовления бумаги. Презентация
1 Первые писчие листы делали из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре.
2 Потом для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы – крапива коноплевая
3 Велись поиски нового материала.
И он был найден.
В качестве сырья стала применяться древесина.
4 Производят бумагу на целлюлозно- бумажном заводе.
5 Брёвна привозят на завод.
6. Из брёвен получают щепу – мелкие щепки. Её варят в специальном растворе.
7. Затем из щепы получают целлюлозу
8. Из целлюлозы делают бумагу.
9. Наматывают огромные
рулоны бумаги.
10. Большие листы бумаги на станках режут на маленькие листы.
Физкультминутка
Представьте, что вы изготавливаете бумагу.
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)
-А нам нужна бумага? Вспомнить, что бывает из бумаги нам поможет
игра: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, салфетки, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
- Мы с вами установили, что бумага бывает разных видов, встречается повсюду, из нее можно сделать много нужных, полезных, красивых вещей. И наш кораблик тоже сделан из бумаги. Но почему же мы не можем отправиться в настоящее путешествие на нашем корабле? (он непрочный)
- А как нам в этом убедиться?
-Проведём опыты с бумагой.
Прежде чем мы начнем наши опыты, вспомним правила поведения. Нужно…., нельзя бегать, баловаться, шуметь)
- Сейчас каждый из вас сделает свое открытие
Свойство 1. Мнется
Дети сминают листы.
Вывод: бумага мнется.
Свойство 2. Прочность.
Дети разрывают бумагу.
Вывод: можно разорвать, значит, она непрочная.
Свойство 3. Склеивается
Дети склеивают листы бумаги.
Вывод: бумага склеивается
Свойство 4. Водопроницаемость.
Листы опускают в ёмкости с водой.
Вывод: листы впитывают воду.
Свойство 5. Горение.
Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь. Почему?
Значит каким свойством обладает еще бумага?
Вывод: бумага горит.
- Ребята, какие же свойства бумаги вы узнали. (Бумага мнется, рвется, намокает, склеивается, горит.)
Итак, бумага материал прочный или нет?
Так сможем мы отправиться в настоящее путешествие на бумажном корабле?
Продуктивная деятельность
Во время проведения наших опытов, мы бумагу рвали и клеили, а выбрасывать в мусор ее будем? А куда?
А как же быть с бумагой, которую мы смяли? Может ей еще можно найти применение? Что можно из нее сделать?
У нашего кораблика была мечта: отправиться в путешествие в неведомые страны. Мы выяснили, что в настоящее путешествие по-настоящему морю кораблику плыть нельзя. Как же нам помочь ему? (сделаем море из бумаги)
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу мяли, мяли,
Мы бумагу рвали, рвали
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
Применение ей найдем.
- Наше бумажное море готово. Что можно пожелать кораблику?
Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради. Относитесь к ним бережно.
А наше путешествие подошло к концу.
-Понравилось? У вас на столах лежат смайлики. Покажите ваше отношение к проделанной работе.