Марина
НОД «Природа родной страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, художественно – продуктивная.
Цели: продолжать знакомить детей с родной страной, расширять представления о природном разнообразии и богатстве России, воспитывать эстетическое чувство, учить детей восхищаться красотой родной природы. Формировать у детей представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Обобщать знания детей об охране природы. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Публикация «НОД „Природа родной страны“» размещена в разделах
Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну, бережного отношения к ней. Вызывать желание больше узнавать о России.
Развивать у детей долговременную память и мышление.
Развивать у детей диалогическую речь.
Обогащать речь детей образными выразительными средствами (синонимами, родственными словами, относящимися к Родине).
Формировать у детей умение слушать друг друга, не перебивать.
Учить детей передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе бумаги.
Планируемые результаты: дети умеют поддерживать беседу, проявляют интерес и внимание во время прослушивания художественного произведения о природе, выражают положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прослушивании аудиозаписи «Голоса леса», с интересом разгадывают загадки, запоминают пословицы и поговорки, стихи о Родине.
Предварительная работа: чтение стихов о Родине и заучивание их наизусть, прослушивание записей песен о Родине и исполнение их на музыкальных занятиях, чтение произведений художественной литературы о родной стране, заучивание пословиц и поговорок о Родине и о России, рассматривание картин, фотоснимков с видами природы родной страны.
Развивающая среда: текст стихотворений В. Орлова «Родное!», В. Степанова «Наш дом», М. Лисянский «Моя Родина»; рассказ Ю. Яковлева «Родина», рассказ С. Образцова «Так нельзя, а так можно и нужно» (отрывок, загадки, пословицы и поговорки о Родине. Запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского. Аудиозапись «Голоса леса», карта климатических зон и животного мира России; Красная книга России. Цветные карандаши и бумага для рисования.
Организационный момент.
Дидактическая игра «Доскажи словечко!».
Живём мы в радостном краю, И знать его должны мы – Страну свою… (Россию).
Всей душой мы любим… (Родину свою).
Вопросы детям: 1. Ребята, как называется наша страна? (воспитатель показывает карту России и иллюстрации). 2. А какая она, наша Россия? (большая, огромная, красивая, богатая, сильная, любимая). Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Россия – это наша страна. У нашей страны очень красивое название – Россия. Россия - наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне, все говорим на одном языке, все горячо любим свою Родину».
Пословицы: «Русский человек без Родины не живёт», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». (Воспитатель объясняет детям смысл пословиц, предлагает повторить те, которые они запомнили).
Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. Матусовского).
Рассказ Ю. Яковлева «Родина» : «В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился и живёт. Это его маленькая Родина. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, большая, великая Родина».
Вопросы детям: 1. С чего начинается Родина? 2. Как вы понимаете этот вопрос? Ответы детей. (Родина начинается с родного города, дома, где живёт моя семья. Любимые места отдыха на природе, где мы отдыхаем – это тоже можно назвать Родиной. Улица, двор, где я играю с друзьями – всё это тоже Родина).
Стихотворение М. Лисянского «Моя Родина» (читает заранее подготовленный ребёнок) :
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём!
Воспитатель продолжает рассказ о России: «Родина – это леса, реки, горы, моря, степи, города». (Рассматривает с детьми карту климатических зон нашей страны, иллюстрации животных, растений). Предлагает детям отправиться в путешествие по нашей Родине:
Раз, два, три, поспеши, место ты своё займи.
Не зевай, не скучай, лучше всё запоминай.
Мы в автобусе сейчас по России едем,
Что увидим – всем расскажем, как домой приедем!
Викторина.
Станция «Знайкина» :
1. Назовите столицу России, главный город страны. (Москва).
2. Назовите реки России. (Волга, Лена, Енисей, Ока, Обь, р. Москва, Яуза).
3. Какое самое глубокое озеро в мире и в России? (Байкал).
4. Назовите города России. (Москва, Мытищи, Санкт – Петербург, Псков, Новгород, Вологда, Омск).
5. Назовите соседей России. (Украина, Белоруссия).
Станция «Историческая» :
1. Какие промыслы и ремёсла существуют в России? (Жостовские подносы, Федоскинская лаковая миниатюра, Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Богородская игрушка).
2. Какой сувенир считается символом России? (Матрёшка).
3. Какие праздники отмечаются на Руси с давних времён? (Рождество, Пасха, Масленица.)
4. Как называется крестьянский дом в деревне? (Изба).
5. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти).
Станция «Литературная» :
1. Каких великих русских писателей и поэтов вы знаете? (Пушкин, Толстой, Есенин).
2. Назовите русские народные сказки. («Репка», «Теремок», «Волк и лиса», «Маша и медведь», «Колобок»).
Ответы детей сопровождаются показом мест, городов, рек, озёр на карте страны, рассматриванием изделий народных промыслов и т. д.
Станция «Лесная». Воспитатель предлагает детям выйти из автобуса и отдохнуть на лесной полянке.
Динамическая пауза «Лесная физкультминутка» :
- Ветер лесные деревья качает (дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками);
- Птицы и бабочки всюду порхают (дети взмахивают руками, словно крыльями);
- Скачут по веткам белка с бельчонком (прыжки на месте, руки на поясе);
- Ходят в лесу медведь с медвежонком (дети ходят вперевалочку);
- Ест землянику в лесу детвора (наклоняясь, дети изображают, как срывают и едят ягоды);
- Вот и окончилась наша игра!
Аутотренинг.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» под слова воспитателя:
Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, вы вдыхаете его чистый, свежий воздух.
Вокруг вас колышутся луговые травы и цветы, стрекочут насекомые,
Вы слышите пение птиц, журчание лесного ручья. Вам хорошо, легко и приятно!
Воспитатель предлагает детям ответить: Какие органы чувств нам помогают воспринимать окружающую нас природу, общаться с ней. Ответы детей (орган зрения – глаза; орган осязания – руки, пальцы; орган слуха – уши; орган обоняния – нос).
Воспитатель подводит детей к пониманию того, как приятно отдыхать на природе, любоваться её красотой.
Вопросы детям:
1. Какие деревья растут в лесах России? (Берёза, дуб, ель, сосна)
2. Какие животные живут в лесах России? (Медведь, лиса, волк, заяц, ёж, белка, бобр)
3. Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Малину, бруснику, чернику, клюкву, землянику, ежевику)
4. Какие птицы живут на территории России? (Снегирь, ворона, синица, журавль, ласточка, грач, клёст, воробей, кукушка)
5. Какие рыбы водятся в реках и озёрах? (Карась, лещ, окунь, щука)
Воспитатель обобщает ответы детей: «Леса нашей Родины – главное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес – это родной дом для огромного мира животных, насекомых, птиц. Лес укрепляет берега рек. Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться».
Рассказ С. Образцова «Так нельзя, а так можно и нужно» :
«В детстве я дружил с зайцем, с собакой, с голубями, рыбами, канарейками. Только вы должны знать, что дружить – это значит жалеть, и поэтому нельзя поймать ёжика и принести его домой; нельзя поймать белку и посадить её в клетку. Какая же это дружба! Ведь каждому в неволе плохо.
Как бы хорошо не кормили ёжика, как бы не ухаживали за белкой, им будет плохо, и они, в конце концов, могут погибнуть, умереть! И вы будете в этом виноваты.
И навсегда запомните, что нельзя говорить: «Я люблю лес, природу», а самому ломать ветки деревьев, срывать цветы, «Я люблю животных», а самому стрелять из рогатки в птиц, да ещё хвалиться: «Я ловкий, меткий. Вот какой я храбрый». Знаете, что храбрый человек – это не тот, который бьёт слабого. Это не храбрость. Храбрый тот, кто защищает и спасает слабого. А любить и знать природу и животных очень нужно.
Только тогда интересно жить, когда ты знаешь всё, что тебя окружает. Каждый мальчик, каждая девочка должны знать, что кукует не самка кукушки, а самец. Это он так поёт. Что ворон – не муж вороны. Это разные птицы.
Нужно хорошо знать, что птицы и животные очень привыкают к человеку. Даже дикий медведь никогда первый на человека не бросится.
Если с животными, которые живут вокруг нас, хорошо обращаться, они становятся совсем ручными. В Москве, в парке Сокольники, в Останкинском парке, многие кормят белок прямо из рук. Даже маленькие дети. Очень важно, чтобы вы научились любить всё живое».
Пословица «Охранять природу – значит охранять Родину!» (дети объясняют смысл пословицы и запоминают её).
Заучивание стихотворения В. Орлова «Родное» :
Я узнал, что у меня есть огромная родня :
И тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною – это всё моё, родное!
Рефлексия.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что природа и животный мир России очень богаты, их надо беречь, как для нас сохранили эту красоту, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки наши деды и прадеды! А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию.
Дидактическая игра «Родину сбережём» : назвать наши действия, какие дела россиян, необходимы нашей Родине: любить её; защищать; сохранять её богатства; беречь природу : каждый кустик, дерево, травинку, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров; работать, трудиться.
В заключении воспитатель предлагает детям нарисовать специальные знаки, предупреждающие людей о том, что нельзя делать в лесу. На знаках может быть:
- перечёркнутый костёр – в лесу нельзя разводить огонь;
- перечёркнутая куча мусора – в лесу нельзя мусорить;
- перечёркнутый микрофон - в лесу нельзя шуметь;
- перечёркнутые сорванные цветы, сломанные ветки – в лесу нельзя ломать деревья, рвать цветы и т. д.
Дети делятся на группы, и каждая группа придумывает свой знак и рисует его по способу «Продолжи рисунок» : один ребёнок начинает, остальные по очереди дополняют, последний – заканчивает. Детские работы выставляются на наборном полотне. Каждая группа детей по очереди рассказывают, что их знак запрещает делать в лесу.