Светлана Марченко
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать
Цель: Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Сформировать начальные знания детей об особенностях роли игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров. Учить детей эмоционально отзываться на произведения профессионального искусства, проявлять любознательность. Обобщать знания о росписи. Приобщать детей к истокам русской культуры. Обогащать словарный запас. Развивать устную речь наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Словарная работа: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня хочу вас пригласить в необычное путешествие. Мы с вами узнаем историю создания Дымковской игрушки. Приглашаю всех взяться за руки и сказать волшебные слова: "Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся "
А сейчас закроем глаза и послушаем звуки волшебные. (свистулька)
Приглашаю детей рассказать об игрушке-свистульке.
Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу).
Ребята, эти изделия нам с вами хорошо знакомы - это дымковские игрушки. Все они не похожи друг на друга потому, что выполнены и расписаны в ручную.
Сегодня хочу рассказать вам об истории создания древней дымковской игрушки.
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова, а раньше называлась— Вятка.
Существует легенда о создании дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.
-Ребята, кто запомнил, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (ответы детей).
- Из какого материала выполнены удивительные изделия? Кем были расписаны игрушки дымковские? (мастерами-художниками).
Физкультминутка.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
осмотрим.
Предлагаю детям подойти к столам с различными дымковскими игрушками, рассмотреть их поближе, подержать в руках, определить вес. Даю возможность увидеть заготовку-не расписанную игрушку.
Ещё раз, пока дети рассматривают, рассказываю текст:
С высокого берега реки Вятки, где стоит город Вятка, видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи и летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.
-Что же это за игрушки?
.- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый - все игрушки расписаны яркими красками). А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).
Игра - запоминалка, я буду передавать игрушку и задавать вопрос, а у кого в руках окажется игрушка, должен ответить на мой вопрос.
1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)
6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).
7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).
8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).
9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная).
10. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора вернуться в группу. Предлагаю встать, взяться за руки, проговорить волшебные слова и оказаться в группе.
Подведение итогов, рефлексия деятельности детей. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).