Глушенко Светлана
НОД по ФЦКМ на тему «Совесть»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Познание (ФЦКМ)
Тема: «Совесть»
Цель: сформировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние».
Задачи:
Осмыслить понятие добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос.
Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
Ход НОД:
-- Ребята! Посмотрите, какой замечательный денек. Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу. А сейчас положите правую руку себе на сердечко. А теперь возьмитесь за руки и правой рукой слегка сожмите руку своего соседа. Таким образом, вы поприветствовали друг друга, а также подарили тепло своего сердца. Ребята! Как вы думаете, есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (ответы детей).
--Давайте сядем на стульчики и я прочитаю вам одну историю про голос сердца.
Сказка «Голос сердца»
Семья ласточек свила гнездышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки, и он часто мечтал: «Вот бы у меня в доме жила такая же птичка».
Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу, залез на крышу и прочистил трубу. Увидел Митя, что папа забыл лестницу убрать, и обрадовался, что теперь может поймать птичку. Взял Митя сачок рыболовный и прикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и тут же затрепыхалась в сачке.
Прибежал Митя с ласточкой домой. - «Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела», - решил Митя, но не нашел ножницы.
Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.
- Тук-тук-тук!- стучало сердце мальчика.
- Кто это стучит?- спросила ласточка.
- Я стучу, Митино сердце,- ответило сердце.
- Знаешь, пожаловалась ласточка,- Митя хочет мне крылышки обрезать, а у меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.
- Не могу я тебе помочь,- ответило сердце. - У меня очень тихий голос, и мой хозяин меня не услышит.
- Что же делать, неужели мои птенчики погибнут!- заплакала ласточка.
Ее горькие слезинки проникли прямо в Митино сердце, и от этого голос сердца стал сразу громче.
- Тук-тук-тук,- застучало сердце мальчика изо всех сил. - Митя, разве ты не слышишь, как пищат маленькие голодные птенцы без мамы ласточки?
Поднял мальчик глаза к окну, прислушался и услышал писк.
- Это, наверное, твои дети плачут. Извини, я забыл, что тебе надо кормить птенцов!- воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 НОД Познание ФЦКМ Тема Совесть Цель сформировать понятие о нравственной ценности совесть и раскаяние](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1440134-1516826466.jpg)
Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась в гнездо с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел и хищно поглядывал на птичек соседский кот.
- Пошел отсюда бессовестный! Не смей трогать наших птичек,- закричал на кота Митя.
Он решил охранять семью ласточек, пока папа не придет с работы и не уберет лестницу.
-- Как вы думаете, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
--Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?
--Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?»
--Как вы думаете, что такое внутренний голос? (ответы детей)
-- Это голос совести. Наверное вы много раз слышали слово «совесть». Это совесть нам говорит : хорошо мы поступаем или плохо. Это она нам говорит, что надо сознаться в своем проступке, надо попросить прощения. Если человек, совершив какой-то поступок, сильно смущен, ему очень неспокойно, то он испытывает чувство стыда. Тем не менее, по совести поступать не всегда легко. Давайте посмотрим одну сценку, которую приготовили ваши товарищи.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Задачи Осмыслить понятие добро и зло зачем человеку нужна совесть показать что зло без раскаяния делает человека хуже](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1440134-1516826493.jpg)
Сценка «За обедом».
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки. Зинаида Федоровна спросила ребят:
- Кто из вас разбил тарелку?
- Не я!- сказал Виталик
- Не я! – сказала Лена
-Не я! Не я! Не я!- сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:
- Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
Наступил час обеда… Ребята начали обедать.
- А мне?- спрашивает Виталик. У меня нет тарелки.
- Тебе, Виталик, придется подождать,- говорит Зинаида Федоровна. - Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
- Правда!- закричали ребята.
- Вот и не правда,- вдруг тихо ответила Светлана. - Тарелки сами не бьются. Это я ее нечаянно разбила. Я больше не буду! - И она пододвинула свою тарелку Виталику:
- Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
«Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету»,- решили ребята
Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:
- Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
Ребята! Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не жалко? Почему? Почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку? (Ответы детей.) Света набралась смелости и сказала правду, она не побоялась возможного наказания. Ей стало очень стыдно, так как могли наказать другого ребенка. А воспитатель не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем поступке, преодолев стыд и страх.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
. Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте вместе рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Ситуация 1. Петя шёл гулять во двор и на ступеньках в подъезде увидел купюру в 50 рублей. Мальчик обрадовался, поднял деньги и решил купить на них себе мороженое в ближайшем киоске. Но когда он вышел на улицу, увидел, что на лавочке возле подъезда сидит соседская девочка Маша и плачет. «Что случилось?»- спросил Петя. «Меня мама за хлебом послала, а я деньги потеряла…Вот беда!»-всхлипнула Маша, вытирая слёзы.
--Как вы думаете, какой выбор стоит перед Петей?
--Как поступит Петя, если он честный мальчик?
--Что он сделает, если не будет слушать совесть?
--Что бы вы сделали на месте Пети? Объясните почему.
Ситуация 2. Две подружки—Оля и Юля—играли у Юли дома. Взрослых не было: папа ещё не вернулся с работы, а мама вышла на несколько минут к соседке. Девочки бегали, баловались, и Юля нечаянно задела красивую вазу, стоявшую на краю стола. Ваза упала и разбилась. «Ой, что же делать?—испугалась Юля. —Попадёт мне от родителей!» А Оля стала успокаивать её : «Никто же не видел, что ты вазу разбила. И я не скажу никому. Соберём все осколки на совок и отнесём в мусоропровод. А когда спросят: «Где подевалась ваза?» --говори: «Не знаю!»
--Следует ли Юле придерживаться советов подружки? Почему?
--Как вы думаете, как должна поступить Юля?
--Что бы вы ответили Оле на её совет? Что вы сделали бы на месте Юли?
--А сейчас мы поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо»
(Воспитатель раздаёт смайлики и объясняет правила игры).
Посмотрите, какие интересные у меня смайлики есть: на одной стороне улыбающееся лицо, на другой—печальное. Сейчас я буду называть различные ситуации, если вы услышите о хорошем, честном поступке—показываете мне улыбающееся лицо. Если же считаете, что я говорю о плохом поступке, показываете другой стороной.
Словесный материал:
Обмануть друга – поддержать друга, забрать чужую игрушку – подарить игрушку, навестить больного – забыть о больном, полить цветы – затоптать цветы, мучить кота – накормить кота, поприветствовать – нагрубить, обидеть малыша – утешить малыша, поделиться мячом – спрятать мяч от друзей, убрать в комнате – насорить в комнате, обнять маму – расстроить маму.
--Я вижу вы все добрые, вежливые и отзывчивые дети. Я хочу показать вам одну интересную историю, которая произошла с Лунтиком. (Воспитатель показывает 350 серию «Совесть» из мультфильма «Лунтик»).
-- Вот какая интересная история произошла с Лунтиком. Как вы думаете, почему Лунтик решил, что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки).
-- Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они ее редко слушали. Когда они Лунтика посадили в паутину, то этот случай не давал им покоя. А когда гусеницы освободили Лунтика, то сами сказали, что у них словно гора с плеч упала и сразу поднялось настроение)
- Вы знаете, что у верующих людей зло - это тоже самое, что и грех. А Бог помогает нам поступать по совести и нести людям добро.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Формировать способность понимать эмоции воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру умение слушать свой внутренний голос](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1440134-1516826522.jpg)
«В нашей жизни часто бывает так, что человек пытается возвратить своего ближнего и кричит ему вслед:
- Слышишь ли? Воротись! Не туда пошел.
Так и Бог, голосом совести человека, говорит ему, когда тот хочет сделать что-то плохое:
- Возвратись, человек! Не туда идешь ты. Уклонись от зла.
Хочешь ли обмануть своего ближнего? Бог гремит в совести твоей :
- Воротись!
Хочешь ли отомстить своему ближнему за обиду? Бог предупреждает тебя:
- Воротись!
Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать брата своего? Бог возвращает тебя и говорит:
- Воротись! Удержи язык свой от зла.
Так и от прочих грехов удерживает тебя Бог. Чистая Совесть и Слово Божие- согласны. Что говорит совесть, то и Слово Божие; от чего совесть удерживает, от того и Слово Божие; за что совесть стыдит, за то и Слово Божие. Совесть есть глас Божий внутри нас, отвращаюший нас от зла». /Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 8- Рязань: «Зерна», 2007./-
-- Ребята, я назову предложение, а вы подумайте, как можно сказать по- другому.
-Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
-Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
-Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Физминутка: Руки ставим мы на взлёт появился самолёт
Мах крылом туда – сюда, делай раз и делай два
Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите
Опустили руки вниз и на место все садись.
Воспитатель читает стихотворение «Что такое совесть?»
(Можно включить фоном любую спокойную музыку.)
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть- клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
А еще говорят, как хочешь, чтоб с тобой поступали, поступай так с другими.
Именно это и произошло с героем одной истории.
Сценка «Как зверюшки лес спасли»
Лесная Фея: Лесные зверюшки! Скорее сюда!
Звери (заяц, ёж, лиса, медведь) :Что там случилось?
Лесная Фея: Случилась беда!
В лес пришёл мальчишка
Злой разбойник Гришка!
Он деревья обижает,
Птичьи гнёзда разрушает!
Звери: Надо Гришку испугать,
Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку,
Злого хулигана Гришку!
Лесная Фея: Слышу, он идёт сюда!
Прячьтесь, звери кто куда!
(входит Гришка напевая)
Гришка: Я люблю в лесу гулять
Всех пугать и всё ломать!
Я цветы срываю, гнёзда разрушаю!
Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно эхо) : Ой-ой-ой!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Тах! Тах! Тах!
Гришка: На меня наводят страх…
Звери: Ах-ах-ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка: И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь-юсь-юсь.
Гришка: Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!
Мама, мама, выручай!
Я больше не буду цветочки срывать!
Я больше не буду лес обижать! (убегает)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Формировать у детей умение видеть признавать и исправлять ошибки стремление поступать в соответствии с внутренним голосом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1440134-1516826578.jpg)
Звери: Ура!
--Ребята, как вы думаете, разбудили звери Гришкину совесть?
--Раскаялся Гришка?
. Сегодня мы с вами поговорили о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести. Наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось оно и научило доброму, то похлопайте в ладоши, если нет,то топайте.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Темочки Занятия по ознакомлению с окружающим миром Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1440134-1516826560.jpg)