Глушенко Светлана
НОД по ФЦКМ на тему «Совесть»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Познание (ФЦКМ)
Тема: «Совесть»
Цель: сформировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние».
Задачи:
Осмыслить понятие добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос.
Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.
Публикация «НОД по ФЦКМ на тему „Совесть“» размещена в разделах
Ход НОД:
-- Ребята! Посмотрите, какой замечательный денек. Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу. А сейчас положите правую руку себе на сердечко. А теперь возьмитесь за руки и правой рукой слегка сожмите руку своего соседа. Таким образом, вы поприветствовали друг друга, а также подарили тепло своего сердца. Ребята! Как вы думаете, есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (ответы детей).
--Давайте сядем на стульчики и я прочитаю вам одну историю про голос сердца.
Сказка «Голос сердца»
Семья ласточек свила гнездышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки, и он часто мечтал: «Вот бы у меня в доме жила такая же птичка».
Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу, залез на крышу и прочистил трубу. Увидел Митя, что папа забыл лестницу убрать, и обрадовался, что теперь может поймать птичку. Взял Митя сачок рыболовный и прикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и тут же затрепыхалась в сачке.
Прибежал Митя с ласточкой домой. - «Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела», - решил Митя, но не нашел ножницы.
Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.
- Тук-тук-тук!- стучало сердце мальчика.
- Кто это стучит?- спросила ласточка.
- Я стучу, Митино сердце,- ответило сердце.
- Знаешь, пожаловалась ласточка,- Митя хочет мне крылышки обрезать, а у меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.
- Не могу я тебе помочь,- ответило сердце. - У меня очень тихий голос, и мой хозяин меня не услышит.
- Что же делать, неужели мои птенчики погибнут!- заплакала ласточка.
Ее горькие слезинки проникли прямо в Митино сердце, и от этого голос сердца стал сразу громче.
- Тук-тук-тук,- застучало сердце мальчика изо всех сил. - Митя, разве ты не слышишь, как пищат маленькие голодные птенцы без мамы ласточки?
Поднял мальчик глаза к окну, прислушался и услышал писк.
- Это, наверное, твои дети плачут. Извини, я забыл, что тебе надо кормить птенцов!- воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно.
Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась в гнездо с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел и хищно поглядывал на птичек соседский кот.
- Пошел отсюда бессовестный! Не смей трогать наших птичек,- закричал на кота Митя.
Он решил охранять семью ласточек, пока папа не придет с работы и не уберет лестницу.
-- Как вы думаете, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
--Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?
--Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?»
--Как вы думаете, что такое внутренний голос? (ответы детей)
-- Это голос совести. Наверное вы много раз слышали слово «совесть». Это совесть нам говорит : хорошо мы поступаем или плохо. Это она нам говорит, что надо сознаться в своем проступке, надо попросить прощения. Если человек, совершив какой-то поступок, сильно смущен, ему очень неспокойно, то он испытывает чувство стыда. Тем не менее, по совести поступать не всегда легко. Давайте посмотрим одну сценку, которую приготовили ваши товарищи.
Сценка «За обедом».
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки. Зинаида Федоровна спросила ребят:
- Кто из вас разбил тарелку?
- Не я!- сказал Виталик
- Не я! – сказала Лена
-Не я! Не я! Не я!- сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:
- Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
Наступил час обеда… Ребята начали обедать.
- А мне?- спрашивает Виталик. У меня нет тарелки.
- Тебе, Виталик, придется подождать,- говорит Зинаида Федоровна. - Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
- Правда!- закричали ребята.
- Вот и не правда,- вдруг тихо ответила Светлана. - Тарелки сами не бьются. Это я ее нечаянно разбила. Я больше не буду! - И она пододвинула свою тарелку Виталику:
- Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
«Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету»,- решили ребята
Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:
- Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
Ребята! Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не жалко? Почему? Почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку? (Ответы детей.) Света набралась смелости и сказала правду, она не побоялась возможного наказания. Ей стало очень стыдно, так как могли наказать другого ребенка. А воспитатель не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем поступке, преодолев стыд и страх.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
. Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте вместе рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Ситуация 1. Петя шёл гулять во двор и на ступеньках в подъезде увидел купюру в 50 рублей. Мальчик обрадовался, поднял деньги и решил купить на них себе мороженое в ближайшем киоске. Но когда он вышел на улицу, увидел, что на лавочке возле подъезда сидит соседская девочка Маша и плачет. «Что случилось?»- спросил Петя. «Меня мама за хлебом послала, а я деньги потеряла…Вот беда!»-всхлипнула Маша, вытирая слёзы.
--Как вы думаете, какой выбор стоит перед Петей?
--Как поступит Петя, если он честный мальчик?
--Что он сделает, если не будет слушать совесть?
--Что бы вы сделали на месте Пети? Объясните почему.
Ситуация 2. Две подружки—Оля и Юля—играли у Юли дома. Взрослых не было: папа ещё не вернулся с работы, а мама вышла на несколько минут к соседке. Девочки бегали, баловались, и Юля нечаянно задела красивую вазу, стоявшую на краю стола. Ваза упала и разбилась. «Ой, что же делать?—испугалась Юля. —Попадёт мне от родителей!» А Оля стала успокаивать её : «Никто же не видел, что ты вазу разбила. И я не скажу никому. Соберём все осколки на совок и отнесём в мусоропровод. А когда спросят: «Где подевалась ваза?» --говори: «Не знаю!»
--Следует ли Юле придерживаться советов подружки? Почему?
--Как вы думаете, как должна поступить Юля?
--Что бы вы ответили Оле на её совет? Что вы сделали бы на месте Юли?
--А сейчас мы поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо»
(Воспитатель раздаёт смайлики и объясняет правила игры).
Посмотрите, какие интересные у меня смайлики есть: на одной стороне улыбающееся лицо, на другой—печальное. Сейчас я буду называть различные ситуации, если вы услышите о хорошем, честном поступке—показываете мне улыбающееся лицо. Если же считаете, что я говорю о плохом поступке, показываете другой стороной.
Словесный материал:
Обмануть друга – поддержать друга, забрать чужую игрушку – подарить игрушку, навестить больного – забыть о больном, полить цветы – затоптать цветы, мучить кота – накормить кота, поприветствовать – нагрубить, обидеть малыша – утешить малыша, поделиться мячом – спрятать мяч от друзей, убрать в комнате – насорить в комнате, обнять маму – расстроить маму.
--Я вижу вы все добрые, вежливые и отзывчивые дети. Я хочу показать вам одну интересную историю, которая произошла с Лунтиком. (Воспитатель показывает 350 серию «Совесть» из мультфильма «Лунтик»).
-- Вот какая интересная история произошла с Лунтиком. Как вы думаете, почему Лунтик решил, что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки).
-- Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они ее редко слушали. Когда они Лунтика посадили в паутину, то этот случай не давал им покоя. А когда гусеницы освободили Лунтика, то сами сказали, что у них словно гора с плеч упала и сразу поднялось настроение)
- Вы знаете, что у верующих людей зло - это тоже самое, что и грех. А Бог помогает нам поступать по совести и нести людям добро.
«В нашей жизни часто бывает так, что человек пытается возвратить своего ближнего и кричит ему вслед:
- Слышишь ли? Воротись! Не туда пошел.
Так и Бог, голосом совести человека, говорит ему, когда тот хочет сделать что-то плохое:
- Возвратись, человек! Не туда идешь ты. Уклонись от зла.
Хочешь ли обмануть своего ближнего? Бог гремит в совести твоей :
- Воротись!
Хочешь ли отомстить своему ближнему за обиду? Бог предупреждает тебя:
- Воротись!
Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать брата своего? Бог возвращает тебя и говорит:
- Воротись! Удержи язык свой от зла.
Так и от прочих грехов удерживает тебя Бог. Чистая Совесть и Слово Божие- согласны. Что говорит совесть, то и Слово Божие; от чего совесть удерживает, от того и Слово Божие; за что совесть стыдит, за то и Слово Божие. Совесть есть глас Божий внутри нас, отвращаюший нас от зла». /Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 8- Рязань: «Зерна», 2007./-
-- Ребята, я назову предложение, а вы подумайте, как можно сказать по- другому.
-Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
-Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
-Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Физминутка: Руки ставим мы на взлёт появился самолёт
Мах крылом туда – сюда, делай раз и делай два
Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите
Опустили руки вниз и на место все садись.
Воспитатель читает стихотворение «Что такое совесть?»
(Можно включить фоном любую спокойную музыку.)
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть- клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
А еще говорят, как хочешь, чтоб с тобой поступали, поступай так с другими.
Именно это и произошло с героем одной истории.
Сценка «Как зверюшки лес спасли»
Лесная Фея: Лесные зверюшки! Скорее сюда!
Звери (заяц, ёж, лиса, медведь) :Что там случилось?
Лесная Фея: Случилась беда!
В лес пришёл мальчишка
Злой разбойник Гришка!
Он деревья обижает,
Птичьи гнёзда разрушает!
Звери: Надо Гришку испугать,
Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку,
Злого хулигана Гришку!
Лесная Фея: Слышу, он идёт сюда!
Прячьтесь, звери кто куда!
(входит Гришка напевая)
Гришка: Я люблю в лесу гулять
Всех пугать и всё ломать!
Я цветы срываю, гнёзда разрушаю!
Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно эхо) : Ой-ой-ой!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Тах! Тах! Тах!
Гришка: На меня наводят страх…
Звери: Ах-ах-ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка: И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь-юсь-юсь.
Гришка: Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!
Мама, мама, выручай!
Я больше не буду цветочки срывать!
Я больше не буду лес обижать! (убегает)
Звери: Ура!
--Ребята, как вы думаете, разбудили звери Гришкину совесть?
--Раскаялся Гришка?
. Сегодня мы с вами поговорили о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести. Наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось оно и научило доброму, то похлопайте в ладоши, если нет,то топайте.