Светлана Прудникова
Конспект НОД «Помогут травы лучше докторов»
▼ Скачать
Подготовила воспитатель: Прудникова С. Н. МБДОУ №1 «Светлячок».
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах, от каких болезней может помочь то или иное растение; закрепить с детьми название лекарственных трав.
Предварительная работа:
Чтение литературы:
«Лекарственные растения» Г. Кадоева
«Лечение растениями» И. Ковалёва
«Справочник лекарственных растений» С. Соколов
«Любуйтесь цветами» М. Агошина
«Беззащитные…», «На лугу» В. Берестов
Публикация «Конспект НОД „Помогут травы лучше докторов“» размещена в разделах
«Если я сорву траву…», И. Степанов
«Друг…» Б. Заходер
Э. Машковская
Беседы и рассматривание иллюстраций и гербариев:
«Правила, которые сохранят растениям жизнь»
«Цветы и травы луговые»
«Лекарственные травы»
«Гербарий трав»
«Сочини сказку о растениях»
Изобразительная деятельность:
«Первые цветы», «Знакомые травы», «Травы и цветы на нашем участке».
Беседа происходит на участке детского сада.
«Любуйтесь цветами, травою, не рвите,
Для красоты вы их сохраните.
Человек становится красивей,
Если рядом видит красоту…»
М. Агошина
- Как хорошо, что на земле есть растения. Для животных это дом и пища, люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения лекарственные. Сколько радости нам доставляет красота растений, а какая большая польза от них для всех.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие на луг, чтоб встретить замечательное богатство природы – лекарственные растения. А что означает слово «лекарственные»?
Дети: Это растения, которые помогут вылечить от болезни человека и животных.
По дороге на луг спросить у детей кто уже ходил на луг, что там делали, что видели, кого встретили.
На лугу с детьми вспомнить правила, которые помогут сохранить природные сокровища:
- ходить по тропинкам и не вытаптывать растения;
- нельзя срывать растения для букетов;
- собирать лекарственные растения только в тех местах, где их много;
- редкие растения срывать вообще нельзя.
- Ребята, внимательно посмотрите вокруг себя, под ноги. Скажите, какие знакомые растения вы видите?
Дети: Подорожник, крапиву, мать-и-мачеху, ромашку, чистотел, лопух, мяту и т. д.
- Здесь собралась целая луговая аптека. Как про лекарственные растения можно сказать? Как можно охарактеризовать их достоинства.
Дети: Растения – целители, травы жизни, творение природы, удивительные помощники здоровья, кладовая витаминов.
- Как точно, метко и ярко сказали о лекарственных растениях. «Верно, травы творят чудеса. Богаты лекарствами наши луга». Сейчас я хочу загадать вам загадки, вы подумайте и дайте мне ответ, что это за растение.
1. Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.
Дети: Подорожник. Если натёр ногу в пути, то подорожник облегчит боль. Подорожник лечит славно, он среди лечебных трав. Самый главный, - это скажет вам любой ветеринар!
- Найдите его и покажите.
2. Сердечко песочное, лепесточки молочные.
Дети: Ромашка. Вылечит горло, желудок.
- Покажите её.
3. А вот девясил, прибавит вам больше сил! (Показать детям растение).
4. Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с …
Дети: С мятой… Она успокаивает нервную систему, её приятно пить, она душистая.
- Найдите и покажите её.
5. Нельзя волноваться, здоровьем шутить. Настой валерианы вам надо попить. (Показать детям растение).
6. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.
Дети: Земляника. Это кладовая витаминов на зиму.
7. Вот щавель, а вот кислица,
Одуванчик, медуница,
Предложить друзья я рад
Витаминный мой салат. (Показать растения).
8. Чаем ароматным напоит, от ангины исцелит.
Дети: Это малина. Она ароматная, вкусная.
- А знаете, чтобы сказали вам растения, если б умели говорить:
Нам в зелёном лугу хорошо живётся,
Милый друг, не забудь,
Коль беда случится,
К нам в аптеку загляни
Травами лечится!
- А кто из вас уже дома лечился травяными настоями, отварами? Что лечила вам мама или бабушка?
(Выслушать ответы детей).
«Какая радость – в разгаре лето!
Обилье трав целебных и цветов,
Гоните хворь – и в этом нет секрета:
Помогут травы лучше докторов»
А. Слюнькова
- Но, к большому сожалению, многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их совсем не жалея. Срывая растение, мы лишаем их плодов и семян, а значит и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они будут радовать людей. Некоторые растения занесены в Красную книгу. А вы знаете, что такое Красная книга?
Дети: В эту книгу записывают то, чего осталось мало или уже исчезло.
- Красная книга – это цвет тревоги. В эту книгу занесён ландыш, подснежник, сон-трава, купальница, колокольчик и многие другие растения Ульяновской области. Они нуждаются в охране.
«Если я сорву траву, если ты сорвёшь траву,
Если все: и мы, и вы, если все сорвут травы…
Не останется травы и не будет красоты»
Э. Машковская
- Пришёл в природу, не забывай правила, помни их везде и выполняй.
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни»
В. Берестов
- Сегодня мы не будем нарушать правила и соберём немного лекарственных растений, которых здесь на лугу, очень много: подорожник, зверобой, ромашка, мята, мать-и-мачеха, чтоб сделать для группы гербарий лекарственных трав и пополнить наш альбом новыми растениями.
- Когда собирают растения?
Дети: В сухую, солнечную погоду, когда нет росы, вот как сейчас.
- Что дальше нужно делать с растениями?
Дети: Перебрать, вымыть, разрезать на части и сушить под навесом, но не на солнце.
- Это процесс очень долгий, поэтому я предлагаю сдать растения в аптеку, пусть наш сбор поможет кому-то.
(Аккуратно сложить растения в корзину).
По дороге в детский сад обратить внимание на разнообразие цветов, деревьев и насекомых.
Стихотворение «Цветы» И. Степанов
Давайте пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку,
Я должен над цветами наклонится
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И добрые лица им показать.
Стихотворение «Жук» К. Завайский
Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски…
Это счастье, если жук
И тебе не враг, а друг.
- Знаете, ребята, если мы с кем-то не очень дружны, мы всё-таки очень друг другу нужны.
В детском саду провести беседу с целью закрепления нового материала:
- Где были, с какими лекарственными растениями повстречались там, а какие есть на нашем участке, можно ли без пользы сорвать растение, как правильно их заготавливать.
Зайти в аптеку и сдать траву, в группе положить растения просушить для гербария.